Аланды Архипелаговое море Бенгтшер Материал к походу Маяки Памятные даты Полезное и занимательное Путешествия Финляндия Швеция

Бенгтшер, маяк на краю света

Поделись с друзьями

Муми-папа и Бенгтшер«Этот маяк — вероятно, самый большой из когда-либо построенных. Причем, ты понимаешь, что он стоит на последнем острове перед краем света? За этим островом уже никто не живет, там простирается лишь бескрайнее море».

«Муми-папа и море» Туве Янсон

 

«Впервые я посетила Бенгтшер летом 1968 года, сразу же после нашей помолвки. Остров с первой минуты произвел на меня неизгладимое впечатление. Пустынный клочок земли вдали от побережья выглядел как заколдованное сказочное место. Будто бы стоишь прямо посреди открытого моря».

Паула Уилсон, смотрительница маяка

Материал к яхтенному походу Острова и рифы Архипелагового моря

В сентябре 2014 года на уютном причале острова Borsto мы познакомились с пожилой шведской парой, ходящей на собственном кетче. С удовольствием и много путешествующие пенсионеры были нам не в диковинку. Так уж сложилось, что именно в этом возрасте здесь зачастую принято отправляться странствовать.

Как всегда мы поинтересовались, куда они держат путь, да и сами поведали им, что отправляемся к маяку Бенгтшер.

— К Бенгтшер? — удивились они. — Нет, мы туда не ходим, там же нет никаких навигационных знаков!

Тут настала наша очередь удивляться. Разве может напугать отсутствие навигационных знаков, если у тебя есть карты, а ты готов к настоящим приключениям? Разве может найтись стоящая причина не идти туда, если ты читал слова Муми-папы и где-то там за грядами островов, на краю света стоит один из величайших морских символов — гордый маяк, помогающий судам и лодкам не заблудиться в море? Нет, конечно, никаких оправданий тому, чтобы не посетить маяк мы не нашли, да, по правде говоря, и не собирались их искать.

После рассвета были отданы швартовы, и, оставив позади небольшие островки архипелага и коварные подводные скалы, наша яхта вышла в открытые воды Балтики, паруса наполнились ветром, и мы устремились вперед по коротким небольшим волнам.

Лодка шла по открытой воде, но по левому борту, если присмотреться в бинокль, можно было заметить то торчащие из воды опасные темные камни, то просто белые буруны, возникающие на одном и том же месте и указывающие на то, что где-то близко к поверхности прячется подводная скала. Какие-то рифы были и вовсе невидимы, но мы точно знали, что они притаились в глубине вод и нужно соблюдать осторожность и не подходить к ним близко. Впереди было несколько часов пути, и можно было вспомнить историю маяка, к которому мы так стремились.

Многие суда отправились в этих местах на дно. То ли ветер выносил их на скалы, то ли капитаны и шкиперы в толчее волн или в тумане не видели опасностей, то ли среди маленьких островков в попытке найти путь вглубь архипелага штурман мог легко ошибиться, но многие годы кораблекрушения были здесь обычным явлением. И поныне в поселениях на ближайших островах можно увидеть артефакты, поднятые со дна моря — будь то старый изъеденный солоноватой водой якорь или кусок обшивки корпуса корабля.

Разговоры о том, что здесь, у входа в Финский залив, необходимо установить маяк велись еще в начале XIX века, с тех пор как Великое княжество Финляндское в 1809 году было присоединено к Российской империи.

План маяка Бенгштер
План маяка Бенгтшер
План внутреннего устройства маяка Бенгштер
План внутреннего устройства маяка Бенгтшер

Только в 1900 году появился проект будущего маяка, разработанный в стиле финского неоромантизма. Представил его на знаменитой Всемирной парижской выставке архитектор Густаф Флорентин Гранхольм (Gustaf Florentin Granholm). Этому известному зодчему принадлежат проекты многих великолепных зданий в Финляндии, в том числе и в Хельсинки. Например, «Каменный дворец», расположенный на углу улиц Lönnrotinkatu и Yrjönkatu в центре Хельсинки, неподалеку от проспекта Маннергейма и универмага Stockmann. Возведен он был за несколько лет до описываемых мной событий.

Проект Гранхольма был тепло встречен его коллегами, однако, дальше вполне заслуженных похвал дело не пошло. Деньги на реализацию проекта не выделялись. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В январе в этих водах, напоровшись на скалы, трагически гибнет пароход Гельсингфорс (Helsingfors), следующий из Лондона. Кстати, если кто-то не знает, Helsingfors — шведское название столицы Финляндии Хельсинки. Только после этих событий Императорский Сенат начал предоставление средств на строительство маяка.

Строительство маяка Бенгштер. Фото 11.08.1906.
Строительство маяка Бенгтшер. Фото 11.08.1906.

Возведение грандиозного сооружения началось в январе 1906 года на островке Bengtskär, стоявшем на самом краю архипелага и поднимавшемся из воды всего на несколько метров. В непогоду высокие волны, подгоняемые ветрами, бились о его берега, а иногда и полностью захлестывали, ведь вся его площадь составляла всего два гектара.

Для строительства использовался гранит, имевшийся в избытке на самом острове, который, по сути своей, и был огромным гранитным образованием. Рабочая сила постепенно прибывала, и к середине июня здесь трудилось уже около 120 человек. Возводилась нижняя половина маяка и жилые помещения. Уже к августу был завершен каркас сооружения и установлена крыша. В стену члены комиссии под председательством Отто Доннера торжественно замуровали капсулу с проектными планами маяка и другими важными для истории документами. По учетным данным, на этот этап строительства ушло полмиллиона кирпичей!

Строительство маяка Бенгштер.
Строительство маяка Бенгтшер.

Пока продолжались работы над башней и спиральной лестницей в 252 ступени, ведущей в главную комнату маяка, в Париже был спроектирован и создан фонарь. После доставки и установки его на башне произошло то, ради чего и был построен маяк. 19 декабря 1906 года на самом высоком маяке Скандинавии в первый раз вспыхнул свет. Три раза каждые двадцать секунд путеводный луч уходил в ночную тьму. Дальность его достигала 20 миль. С этого момента маяк стал надежным другом всем, кто подходил к суше с моря.

Правда, существовал один нюанс: в тумане не было видно ни света, ни маяка. Для решения этой проблемы зимой под крышей здания был установлен туманный горн. Говорят, что из-за звука семиметрового рога сотрясалось все до основания. Можно представить, каково было тем, кто жил и работал на маяке! Но звук, совершенно жуткий вблизи, дарил морякам спокойствие и безопасность, ведь его было слышно на расстоянии до пятнадцати морских миль!

За работой маяка нужно было следить, и на острове, в подготовленных для этого жилых помещениях, расположился персонал. Поначалу это был хранитель маяка и трое его помощников. Вместе с мужчинами на маяк прибыли и их семьи. Маленький клочок суши стал для них домом, а к 1930 году здесь обитало уже примерно сорок человек. Когда море было спокойным, жители островка рыбачили, охотились на морских животных и даже могли позволить себе прокатиться на лодке до ближайших островов, имея возможность пообщаться с соседями или добыть свежего молока. Все остальное, провизию, воду и топливо привозили на корабле. Когда же бушевала непогода, крепкие стены маяка служили надежным убежищем для его жителей, и волны могли сколь угодно долго пробовать раздробить гранит острова. Они были абсолютно бессильны.

В последний летний месяц 1914 года спокойную и нужную работу маяка прервала Первая мировая война. Служащие маяка были вынуждены покинуть остров, а погасший фонарь был надежно скрыт в хранилище. В этом же году Бенгтшер получает первые раны, нанесенные войной. Два подошедших немецких крейсера, Магдебург и Аугсбург, попытались его расстрелять, но не смогли причинить существенного ущерба. Гранитные стены маяка с честью выдержали удар, и урон был крайне незначителен.

Летом 1915 года работники маяка вернулись на остров, но сам маяк не зажигался вплоть до 1919 года. Акватория Финского залива была заминирована, и пришлось дожидаться времен, когда судоходство вновь станет безопасным.

Сравнительные размеры маяков Финляндии
Сравнительные размеры маяков Финляндии

В последующие годы маяк благополучно работал, а население острова начало стремительно расти. Были тому причиной хорошие и добрые времена, или обильной любви способствовали зимние шторма, запиравшие мужей и жен внутри их жилищ на долгое время, мы можем только предполагать. В конце концов, детей стало настолько много, что на маяк был прислан учитель, чтобы дать им образование. Рассказывают, что один шестилетний мальчик, родившийся здесь и только в этом возрасте впервые попавший на соседние острова, был просто поражен видом деревьев. Ведь на Бенгтшере скудно приживалась только низкорослая растительность.

Мир для финнов закончился в ноябре 1939 года. «Зимняя война» принесла маленькому государству не только территориальные потери, но и тревожные последствия. Полуостров Ханко, находящийся в 15 милях от маяка, стал военно-морской базой советского флота. Именно из-за своего стратегического расположения Бенгтшер после начала Великой Отечественной войны стал высотной наблюдательной точкой. С маяка финны корректировали огонь немецких судов в их артиллерийских дуэлях с советскими кораблями.

Чтобы прекратить работу наблюдателей на маяке, ночью 26 июля 1941 года со стороны моря на остров высадились советские десантники под командованием лейтенанта Курилова.

 

Маяк Бенгтшер. 26 июля 1941 г.
Маяк Бенгтшер. 26 июля 1941 г.

 

Далее дадим слово российским историкам Владимиру Аллилуеву и Николаю Слесаревскому, который, в свою очередь, делится воспоминанием одного из десантников: «Курилов рванулся вперед: “Бросай гранаты! За мной, за Родину!” Десантники выскочили на ровную площадку, побежали к зданию, но из окон посыпались гранаты, застрочили пулеметы. Одна из гранат взорвалась перед старшим лейтенантом Куриловым — он упал и уже не смог подняться».

Полностью главу о сражении за маяк из книги В. Аллилуева и Н. Слесаревского «164 боевых дня», посвященной боям за полуостров Ханко, можно прочитать здесь.
Открыть главу

С ходу взять маяк не удалось, и вскоре к острову прибыло финское подкрепление: канонерки и суда береговой охраны. После появилась финская авиация и финский же десант. Финны отбили советскую атаку. Но сброшенной 27 июля с советского самолета бомбе они не смогли противостоять. Она пробила крышу маяка и внутренние перекрытия жилого корпуса. Тем не менее, несмотря на повреждения и продолжительный артобстрел финские военные удержали Бенгтшер. С обеих сторон здесь погибло около 200 человек, при этом большая часть — советские солдаты.

В память об этих днях на маяке установлена табличка на двух языках — финском и шведском: «Бой на Бенгтшере 26.7.1941. Эта доска — дань уважения людям, которые мужественно отразили нападение превосходящих сил противника».

Война закончилась, маяк стали ремонтировать, и он возобновил работу в 1950 году. Его сотрудники вновь поселились в предназначенных для них помещениях, но уже без жен и детей. Метод работы стал вахтовым: смены подменяли друг друга каждые две недели. Правда, когда погода вносила свои коррективы, эти сроки могли значительно растягиваться.

В 1968 году технические новинки лишили работы хранителей маяка. Фонарь стал автоматическим, а в 1983 году его перевели на питание от ветрогенераторов.

Когда из строений уходят люди, их оставляет и жизнь. В Бенгтшер проникли холод, сырость и… вандалы. Последние, к сожалению, только варварски ухудшили состояние маяка, постепенно нарушая его интерьер и облик. Чтобы остановить разрушение, в 1985 году был обеспечен круглогодичный подогрев маяка и принято решение о ремонте.

Дальнейшее возрождение маяка напрямую связано с деятельностью Центра развития архипелага, который в свою очередь существует при Центре дополнительного образования университета Турку. Среди списка многочисленных задач Центра есть развитие морского туризма и сохранение уникального культурно-исторического наследия региона. Говорят, что ответственность нельзя дать, ее можно только взять. Именно так и поступил университет города Турку, взяв на себя дальнейшую ответственность за судьбу маяка, к этому моменту уже ставшего памятником мореходства, архитектуры и истории.

Средства на ремонт поступали из многих источников. Их перечисляли и общественные организации, и коммерческие компании, и районные власти. В 1995 году ремонт был закончен, и новое открытие старого маяка состоялось 18 августа 1995 года. Дата была знаменательна еще и тем, что совпадала с торжествами в честь 75-летия университета Турку.

С этого момента маяк Бенгтшер стал легендарным музеем с собственным хранителем. Им стали Паула Уилсон со своим мужем Пером. Впервые они побывали на маяке в далеком 1968 году, в пору своей помолвки, а позднее решили связать свою жизнь не только друг с другом, но и с полюбившимся им маленьким островком. В 2000 году маяк был полностью передан университету Турку.

Для путешественников, прибывающих на Бенгтшер, был открыт первый в Финляндии музей маяка. Здесь же действует постоянная выставка «Bengtskar 1941», рассказывающая о вышеописанных днях обороны острова. Кроме этого, здесь располагаются конференц-залы, столовая, часовня и даже почтовое отделение. Желающие прикоснуться к романтике могут переночевать в нескольких гостевых комнатках. Статистика говорит о том, что в год остров посещает примерно 10 000 человек. Сюда из близлежащих портов приходят небольшие суда, доставляющие экскурсантов.

Маяк открыт для посещений только в летние месяцы, а мы шли к нему в начале сентября. Надежд на то, что все будет открыто и мы сможем подняться по тем самым 252 ступеням на самый верх, мы особо не питали. Бенгтшер стал различим издалека. Он появился из моря, напоминая то ли маленькую башенку, то ли восклицательный знак. По мере приближения эта башенка росла и становилась все более зримым и приближающимся к нам чудом. И вот яхта уже меняет курс, направляясь прямо к возвышающейся на острове громадине. Мы различаем у основания маяка небольшую группу людей. Они растерянно бродят по берегу, время от времени что-то фотографируя. Видимо, прибыл туристический катерок, но сам маяк был закрыт. Внезапно большинство береговых фотографов направили объективы на нас. И не удивительно: белая яхта под парусами на фоне свинцово-серого моря должна была выглядеть достаточно эффектно!

Маяк БенгтшерМы обогнули остров, сторонясь скал, вокруг которых бурлила вода. С противоположной стороны Бенгтшера, у малюсенького причала действительно ошвартовалось небольшое прогулочное судно. У нас не было ни малейшей возможности высадиться на берег. Приближаться вплотную к острову, не зная расположения подводных скал, на волнении и с нашей осадкой было бы рискованно, тем более что единственный причал острова занят. Совершив несколько кругов почета и вдоволь налюбовавшись Бенгтшером, мы направились вглубь архипелага.

Так произошло наше первое знакомство с самым высоким маяком Скандинавии. Теперь наши яхтенные путешествия в этих водах обязательно включают посещение Бенгтшера. Мы не только стремимся вновь открыть для себя суровую монументальность этого строения, но и выражаем свою искреннюю признательность маяку и людям, построившим его для возвращающихся из водных далей моряков.

Маяк БенгтшерПока в свежий ветер и волну нам не удалось высадиться на остров, но мы надеемся, что это произойдет совсем скоро. И даже если этого не случится в нашем ближайшем путешествии, мы, придя к Бенгтшеру со стороны моря и остановившись неподалеку от него, обратимся к маяку словами Муми-папы:

«Мы смотрим морю прямо в лицо, а все люди, живущие на других островах ближе к побережью, находятся очень далеко позади. Замечательно осознавать это, правда?»


Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Specify Facebook App ID in Super Socializer > Social Login section in admin panel for Facebook Login to work

Specify Twitter Consumer Key and Secret in Super Socializer > Social Login section in admin panel for Twitter Login to work

Specify GooglePlus Client ID in Super Socializer > Social Login section in admin panel for GooglePlus Login to work

Specify Vkontakte Application ID in Super Socializer > Social Login section in admin panel for Vkontakte Login to work

Specify Instagram Client ID in Super Socializer > Social Login section in admin panel for Instagram Login to work

Ваш e-mail не будет опубликован.

один × один =