Наша лодка «Аретуза» | SailWay

Наша лодка «Аретуза»

АретузаПриезжая на новую лодку, мы обязательно разбираемся с историей ее имени, особенно в Греции. Ведь это может быть напрямую связано с тем, что с нами произойдет в дальнейшем. Вот и теперь, зная, что наша яхта в походе по Эгейскому морю зовется Aretousa, представляем вам и себе этот маленький рассказ.

По западной части Пелопоннеса, причудливо извиваясь, создавая из принесенных с гор пород песчаные косы и островки, протекает река. Из века в век она орошала местную почву, а жарким летом возвращала силы тем, кто окунался в ее прохладные воды. Каждая капелька реки, получившая жизнь на горном хребте Парнон и слившись со своими подругами, была горда своим предназначением. Все вместе они совершали длинное путешествие, пока течение не выносило их в Ионическое море.

Речка получила свое название по имени местного бога Алфея, который отвечал за все, что происходило в его владениях. Весьма вероятно, что Алфей достаточно ревностно относился к своему предназначению. Ведь именно его река была самой длинной рекой Пелопоннеса, а мы с вами знаем, что чем протяженнее берега чего бы то ни было, тем больше удивительного может на них происходить.

Алфей и Аретуза

Одно из событий, изменивших бытие Алфея, мы сегодня и вспомним. Однажды в рощах близ реки преследовала добычу Артемида — богиня-охотница и по-совместительству богиня целомудрия. То есть все что угодно, только не мужчины! Пронзить стрелой трепетную лань — запросто, но никаких поцелуев или еще более ужасных глупостей с кем бы то ни было. Сопровождали Артемиду ее служанки; они были вышколены своей госпожой и обязались полностью разделять ее пристрастия и мировоззрение.

Одну из служанок звали Аретуза. В тот день, всласть набегавшись по холмам за своей предводительницей и слегка запылившись, Аретуза вышла к реке, чьи хрустальные воды обещали блаженство. Она скинула то немногое, что на ней было, и окунулась в реку. Понятно, что у прекрасной Артемиды и служанки были как на подбор. Вряд ли они затмевали ее по красоте, но и дурнушек возле себя богиня наверняка бы не потерпела.

Теперь вообразите, что испытал Алфей, когда прекрасная Аретуза вошла в воды его реки. Конечно, он тут же решил, что это судьба и он просто обязан представиться той в своем совершенно греческом образе. Вот только Аретузу вся эта внезапность ужасно смутила, да и гнев Артемиды, случись что, мог быть страшен. И девушка сделала то, что умела делать довольно неплохо — постаралась улепетнуть от нежданного воздыхателя. Но и Алфей был достаточно быстроног, в конце концов он же был богом горной, а не какой-нибудь степной реки. Вытянув руки вперед и стараясь ухватить Аретузу, Алфей помчался за ней, выкрикивая на бегу слова любви. Были они недостаточно убедительны, или Аретуза плохо расслышала их суть из-за шума ветра в ушах, или дикция преследующего ее бога была слишком журчащей — доподлинно неизвестно. Зато известно, что она все же начала уставать, а Алфей за все время погони так и не смог своими аргументами изменить ее мировоззрение.

Из последних сил перебирая ногами, Аретуза воззвала к Артемиде и попросила ее что-нибудь немедленно предпринять. В ту пору боги совсем не стремились исправлять непонятные ситуации путем увещевания других богов, пусть даже и младших по ранжиру. Поэтому Артемида поступила довольно стандартно, изменив судьбу не преследователя, а жертвы — она превратила Аретузу в источник.

Но напрасно вы будете искать его на Пелопоннесе. Артемида создала крайне хитроумный путь эвакуации, в мгновение ока соорудив подводный тоннель между Грецией и… Сицилией. Нырнув в него, Аретуза пробилась наружу в новом качестве — уже на Ортигии, маленьком островке напротив Сиракуз. А место, где возник источник, было тут же посвящено самой Артемиде.

Поговаривают, что Алфей разузнал о тоннеле и, превратившись в реку, все же соединился с Аретузой в единое целое. И, если вы бросите цветы в воды его реки, то вскоре они всплывут в источнике на Сицилии. Хотите проверить — путешествуйте вместе с нами! Мы вряд ли сможем оказаться на берегу современного Алфея во время Эгейского похода, но во время Ионического, при посещения Олимпии — вполне!

Далеко в глубину мчит Алфей свои воды,
Невесте своей Аретусе дары он спешит принести.
Здесь есть и цветы, и живописные листья деревьев.
И сделать это ему позволил крошка Амур.
Плут, шалун и проказник,
Своею божественной силой реке разрешил он нырнуть.

Еще один маленький, но интересный факт. Нам известно, что женщины на Олимпийские игры не допускались. Вот как об этом рассказывает Павсаний, упоминая Алфей:

По дороге в Олимпию, не переходя Алфея, есть гора, представляющаяся для идущего из Скиллунта в виде отвесных высоких скал; эта гора называется Типейоном. Есть закон у элейцев — сталкивать с этой горы женщин, если они будут уличены в том, что они пришли на Олимпийские игры или даже только что они в неуказанные для них дни перешли Алфей. Но говорят, что на самом деле ни одна из женщин не была поймана, кроме одной Каллипатеры; но есть и такие, которые ту же женщину называют Ференикой, а не Каллипатерой. Так как ее муж умер еще раньше, то она, приняв во всем вид настоящего учителя гимнастики, привела на состязания в Олимпию своего сына. Когда Пейсирод, ее сын, оказался победителем, то Каллипатера перескочила тот барьер, который отделял учителей гимнастики от арены, и при этом обнаружила свой пол. Хотя было открыто, что она женщина, но ее отпустили без наказания из уважения к ее отцу, братьям, сыну: они все были победителями на Олимпийских играх; но они установили закон, чтобы на будущее время учителя гимнастики присутствовали на состязаниях обнаженными.

P.S. Если вы решите побывать в Древней Олимпии с нами или без нас, оттуда можно прогуляться строго на юг и минут через десять-пятнадцать выйти на берег легендарного Алфея, о котором вы теперь так много знаете.

Поделись с друзьями