История флота Полезное и занимательное Пьер

Пьер рассуждает о традициях и штирборте

Пьер в третий раз перечитал текст о нашем с ним знакомстве и решительно выговорился:

— Вот ты, Кэп, здесь справедливо написал, что, появившись, я сразу сел тебе на плечо. Но коль берешься писать, не упускай важные подробности. Детали — в мелочах! Ведь я приземлился не просто тебе на плечо, а на левое плечо. И на этом нужно обязательно акцентировать внимание читателя!

— А что, для тебя в тот миг, — вспомнил я новогодний вечер, — была какая-то разница, на какое плечо планировать?

— Планируют белки-летяги! А я тебе не грызун с перепонками! — моментально взъелся Пьер. — Или ты намекаешь на мои слабые летательные способности? Низко это, Кэп! Да, через Атлантику я не перелечу, зато я ее не раз и не два…

— Да погоди ты! — остановил я его счет. — Я вовсе не имел в виду ничего такого! Я просто помню, как ты рухнул мне на, действительно, левое плечо и вцепился в него когтями. Вчера только перестал дырки от них зеленкой замазывать!

— Ну, перестарался малость, да и не до педикюра мне перед этим было! Ты лучше скажи, вы там на лодке хоть понимали принципиальную разницу между штирбортом и бакбортом?

— Конечно, весь экипаж понимал! — зачем-то поручился я за экипаж. Пьер что-то уловил в моей интонации и недоверчиво наклонил голову вбок, впившись в меня пристальным взглядом.

— Ну-ну, — через некоторое время продолжил он беседу, — давай разбираться подробнее!

— Давай, — согласился я. — Конечно, все знают, что штирборт — это правый борт, а бакборт — левый! Тут все просто!

— Заучил как… — Пьер мгновенно осекся, не закончив фразу.

— Можешь что-то добавить? — спросил я, сглаживая болезненную для Пьера неловкость молчания.

— Конечно, могу! — вновь оживился Пьер. — Погоди секунду!

Он перелетел на гладильную доску и с видом заправского лектора начал расхаживать взад и вперед по ее длинной поверхности.

— Изначально надо понимать, откуда все пошло, то есть, где истоки! Вообще морская терминология начала зарождаться очень давно, еще на заре самого мореходства. Так вот, слово штирборт, восходящее по своей этимологии еще к древнескандинавским языкам, пришло к нам от голландцев, от их stuurboord, где stuur — руль, а boord — собственно, борт. Точно такой же перевод и у английского steerboard, который в дальнейшем трансформировался в starboard. Как мы видим, значение «правый» тут отсутствует напрочь! — Пьер гордо поднял хохолок и остановился на конце доски. steerboart — На первых судах никакого штурвала, конечно же, не было. Для управления  существовало длинное рулевое весло на корме. Устанавливалось оно не по центру, а ближе к борту. Подавляющее большинство моряков было правшами, — Пьер гордо поднял правое крыло и правую ногу, на мгновение застыв в этой позе, — поэтому и весло устанавливалось с правой стороны, то есть с правого борта. Отсюда и возникло название штирборт! Откуда же взялся термин бакборт? — Пьер резко крутанулся на левой ноге и, повернувшись ко мне спиной, распушил хвост. — Тут все очень просто. Рулевой, он же кормчий, управляя судном, стоял спиной к левому борту. Отсюда и название baсkboard, где baсk переводится как «зад, спина». Но это еще не все. Это вступление! — воскликнул Пьер, лихо развернувшись и снова вставая на две ноги. — Теперь о главном!

Ты знаешь, что на флотах всех стран мира, за исключением португальского, правая сторона корабля главенствует над левой и признается почетной? И все потому, что мыс Горн и Магелланов пролив впервые были обойдены с востока на запад, то есть штирбортом. А вот португальцы, наоборот, признают как почетную левую сторону корабля, таким образом отдавая дань уважения Васко да Гама, своему знаменитому соотечественнику и мореплавателю, который первым обогнул мыс Доброй Надежды. Да Гама шел с запада на восток, оставив южную оконечность Африки по левому борту. Надеюсь, все запомнили, что левый борт — бакборт!

steerboart_3
Матросы броненосного крейсера “Дмитрий Донской”

Если шканцы и так были святым местом, то правые шканцы считались святая святых. На кораблях, где строго соблюдаются традиции, правые шканцы отводятся командиру и адмиралу, и никто не может находиться там, иначе как по службе. На корабле правый трап — почетный трап. На берегу старший всегда справа от младшего. Теперь ты понимаешь, Кэп, что если бы я сел тебе на правое, а не на левое плечо, это был бы вызов и оскорбление!

— Да, Пьер, спасибо тебе большое! — с чувством сказал я. Ты настоящий моряк, и у тебя есть, чему научиться! Но послушай, если ты так много знаешь, то в себе не держи! Поделись с другими.

— А этим другим, что в шканцы, что по квартердеку — не все едино?

— Так ты попробуй, а мы определим!

— Я уже попробовал, если ты не заметил! — ответил Пьер. — Хватит на сегодня, пусть хоть это запомнят.

Поделись с друзьями

Комментарии:

Добавить комментарий