Архипелаговое море История флота Материал к походу Памятные даты Финляндия

«Фрау Мария». Открытие века переносится на 2018 год

Путешествуя по островам Архипелагового моря в 2014 году, мы видели множество якорей, кабестанов и других сохранившихся элементов различных кораблей, поднятых со дна моря. Учитывая количество подводных скал, подстерегающих заплутавшее судно, сложности навигационной обстановки и постоянный подъем дна, неудивительно, что эти воды хранят в своей глубине обломки многих трагедий. Об одном из них нам поведало издание http://www.stopinfin.ru, с чьего разрешения публикуется данный материал.

arh_sea_1

История с затонувшим под Турку парусником «Фрау Мария» с полными трюмами сокровищ до сих пор не дает покоя специалистам по подводной археологии, бизнесменам и искусствоведам многих стран. STOP in Finland неоднократно обращался к этой теме, рассказывал об уникальном проекте подъема парусника, осуществить который вместе с финской стороной готовы российские специалисты.

Позиция Финляндии в этом вопросе никогда не была до конца ясной. Недавно финское издательство Pаasilinna выпустило книгу Vrouw Marian viimeinen matka/«Последнее путешествие «Фрау Марии», в которой подробно рассказано о подводных исследовательских работах на затонувшем паруснике, его будущем. Не сомневаемся, что продолжение разговора о дальнейшей судьбе «Фрау Марии» будет интересно и вам.

Спасти парусник было почти невозможно

С течением времени о судне, затонувшем среди рифов в ночь с 8 на 9 октября 1771 года, постепенно забыли. Прошло два столетия, прежде чем о нем вспомнили вновь. Началось с того, что финский историк Кристиан Альстрём встретил упоминание о «Фрау Марии» в Национальном архиве Финляндии. Документы, касавшиеся крушения судна, пробудили огромный интерес, и он посчитал своим профессиональным долгом собрать и проанализировать все доступные материалы по этой теме. В 1979 году увидела свет первая книга о паруснике «Фрау Мария» — Sjunkna skepp («Затонувшие суда»).

В предисловии ко второму изданию произведения, вышедшему в 1999 году, Альстрём с изумлением отметил, насколько он был поражен, что официальные инстанции сразу не занялись поисками «Фрау Марии». Ведь уже в первой книге он с достаточной точностью обозначил место нахождения затонувшего парусника — неподалеку от финских островов Юрмо и Бургстё. Ради справедливости стоит сказать, что Музейное ведомство Финляндии рассматривало возможность поиска судна еще в начале 1980-х годов, но сочло, что морское дно в этом месте проблемное и определить точные границы поисковой зоны весьма затруднительно. Большой интерес к поискам «Фрау Марии» проявляли финские водолазы-любители: ими предпринималось множество попыток найти судно, которые, впрочем, ни к чему не приводили, так как были абсолютно бессистемными.

Прошло два десятка лет, прежде чем верное толкование результатов исследования Альстрёма, новые технологии и знания о мореходстве XVIII века позволили обнаружить «Фрау Марию». Это удалось Рауно Койвусаари — мореплавателю, водолазу, искателю судов и изобретателю. Его, как и многих, вдохновила книга Альстрёма, и он, будучи опытным исследователем, знал, что все этапы поисковых работ необходимо выполнять систематично и в верной последовательности.

Поисковой операции предшествовал большой объем теоретической работы: изучение старых официальных документов, навигационных карт разных лет, сравнение ландшафта двухсотлетней давности с современным, исследование всей доступной информации. Это было необходимо для того, чтобы с наибольшей точностью определить местонахождение «Фрау Марии». Такая работа требует большого объема знаний, обширного опыта и богатого воображения. Книга Альстрёма оказалась для подводного исследователя и ценным источником сведений.

Судно было найдено быстрее, чем думали

Поиск затонувшего корабля — процесс чрезвычайно сложный. Для работы требуются хорошие погодные условия. Пока поисковое судно движется с низкой скоростью в пределах определенного участка, экипаж непрерывно всматривается в изображение морского дна на экранах. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы поисковое судно строго следовало заданному маршруту, и управлять работой гидролокатора, регулируя длину кабеля. Это может длиться часами или даже днями. Но команде Рауно Койвусаари удалось достаточно быстро увидеть на экранах мачты затонувшего судна, возвышающиеся над палубой.

Было ясно, что это корабль XVIII века. Но какой? Рауно попытался подплыть ближе. Корпус был практически не поврежден. Удостоверившись, что обнаруженное судно соответствует по параметрам «Фрау Марии», на место доставили группу водолазов: необходимо было увидеть корабль воочию, чтобы убедиться в правильности находки. Поисковая группа затаив дыхание ждала возвращения первых водолазов. Поднявшись на поверхность и сняв маски, они сообщили: «Да, это должна быть «Фрау Мария», все верно!» Судно было найдено быстрее, чем кто-либо предполагал — через 15 минут после начала исследования дна гидролокатором! С момента кораблекрушения прошло 227 лет, 8 месяцев и 18 дней.

Водолазы подняли с глубин свинцовые печати

Последовала целая серия погружений с целью исследовать «Фрау Марию»: за две недели финские водолазы опустились под воду 120 раз. Были сделаны замеры судна и произведена фотосъемка. О находке сообщили официальным инстанциям и Кристиану Альстрёму, который мгновенно прибыл на место поисков. Представитель Музейного ведомства дал разрешение на подъем некоторых предметов с судна, что позволяло с большей точностью удостовериться в том, что это «Фрау Мария». Водолазы подняли с глубин свинцовые печати со свертков ткани, бутылку сельтерской воды и цинковый слиток — все это соответствовало грузу, который, согласно документам, везло судно. Об уникальной находке сообщили в средства массовой информации, и летом 1999 года поднялся большой шум, отголоски которого не стихают и по сей день.

Койвусаари лишили всех прав на находку

По возвращении поисковой группы на сушу события приняли неприятный оборот: началась судебная тяжба между Рауно Койвусаари против финляндского государства и Музейного ведомства. Разногласия заключались в противостоянии законов — закона о спасении на море, соответствующего англо-американской практике и предусматривающего право поисковой группы на найденное судно, и исконного финского закона о древностях (акт о реликвиях и античности от 1963 года). В нем сказано, что затонувшее судно, находящееся в финских территориальных водах и возраст которого превышает 100 лет, не может подвергаться каким-либо манипуляциям без разрешения Национального финского министерства древностей.

Суд в конечном счете вынес решение в пользу последнего. Музейное ведомство наградило Рауно Койвусаари знаком отличия за обнаружение «Фрау Марии» и прочие заслуги, но в праве на находку отказало. Тем не менее в последующие годы многие члены поисковой группы все-таки активно участвовали в дальнейших исследованиях затонувшего судна, доверху набитого сокровищами.

Россия была готова финансировать работы

Сенсационная находка «Фрау Марии» пробудила большой интерес во всем мире, в особенности в Нидерландах — на родине судна, перевозившего ценные полотна кисти голландских мастеров. В стране было опубликовано несколько научных статей о «Фрау Марии», ценном грузе, который остался на дне моря, и ее последнем плавании. Наибольшую заинтересованность проявила Россия, что не удивительно — законной владелицей ценностей, затонувших вместе с «Фрау Марией», была императрица Екатерина Великая. Картины, перевозимые судном, должны были пополнить ее коллекцию, которой сейчас восхищаются посетители Эрмитажа и других художественных музеев России. Если бы капитану Лоуренсу удалось правильно оценить течения на севере Балтийского моря, полотна, перевозимые «Фрау Марией», скорее всего, украшали бы сейчас галереи самого главного музея Санкт-Петербурга.

Вопросы о подъеме, консервации и последующей экспозиции «Фрау Марии» или ее груза, а особенно о возможной реставрации предметов искусства, покоящихся в морских глубинах, обсуждались Финляндией и Россией на высоком уровне. Проекты, касающиеся затонувшего корабля, всегда весьма дороги, но возможные инвесторы, в том числе российские бизнесмены, сообщили о готовности финансировать работы. По словам Артема Тарасова, «…мы даже не планировали ничего забирать у финнов или делить с ними. Мы добрые соседи и готовы вместе с финской стороной, а также со шведами и голландцами и другими заинтересованными государствами осуществить технически сложный проект. Где корабль в последующем будет находиться? Может быть, это будут международные выставки в столицах мира. Возможно, финская сторона оставит себе судно и создаст музей «Фрау Марии».

Спешить не будем

Тем не менее в Финляндии пока считают, что при решении таких вопросов необходимо сохранять самообладание и рассудок. Разобрать судно на мелкие части прямо на дне и извлечь на свет ценные предметы возможно, но тогда будет утрачен уникальный материал для исследований, который может многое рассказать о жизни аристократии и простого народа в России и Европе 70-х годов XVIII века. «Фрау Мария» в этом смысле действительно раритетная находка, так как на судне практически ничего не изменилось с момента кораблекрушения. И эта информация поистине бесценна.

Предметы, находящиеся на борту корабля, их расположение в трюме, то, как они упакованы, кому их отправляли (это можно определить по упаковке спустя несколько столетий) — все имеет огромную важность. Финские специалисты считают, что необходимо выбрать правильный подход к дальнейшей работе с судном и предпочитают не спешить.

Что дальше?

Впрочем, а нужны ли действительно быстрые действия? С одной стороны, проведенные исследования показывают, что «Фрау Мария» отлично сохранилась. С другой — опыт соседней Швеции, где уже были осуществлены подъем и консервация затонувшего судна «Васа», продемонстрировал, что такие проекты таят в себе неразрешенные проблемы. Деревянный остов судна начал разрушаться после извлечения на свет: метод пропитки оказался несовершенен. И хотя «Фрау Мария» как судно не представляет такой исторической ценности, как «Васа», ее подъем обсуждается самыми серьезными официальными инстанциями. При этом отмечается, что консервация ее груза станет не менее трудоемкой, чем консервация остова.

Следует помнить, что погрузка в Амстердаме длилась несколько недель, поэтому извлечение уникального груза с 40-метровой глубины без повреждения судна — сложная и дорогостоящая задача. Прежде чем будут начаты работы, необходимо уладить вопросы финансирования проекта и организовать учреждение, задачами которого станут подъем судна и его содержимого, консервация парусника и подготовка находок к экспозиции в музее. Отмечается, что в дальнейшем оно могло бы заниматься аналогичными проектами, касающимися других затонувших судов. Например, в десяти морских милях от «Фрау Марии» лежит St. Mikael, в трюмах которого тоже находится ценный груз. Да и в целом на дне Балтийского моря покоится множество затонувших кораблей.

Без всякого сомнения, история возвращения «Фрау Марии», доверху набитой уникальными произведениями искусства, является громким событием, и ее изучение имеет большое значение не только для Финляндии. Финские водолазы по-прежнему исследуют затонувший корабль, причем не только в теплое время года. Спустя несколько лет после обнаружения на судне была наконец-то установлена автоматическая аппаратура, записывающая информацию о свойствах воды и течениях, был отснят большой объем фото- и видеоматериалов. То есть впереди всех нас ожидает еще очень интересная история.

Светлана Аксенова

Из истории

В 1771 году голландское судно «Фрау Мария» вышло из Амстердама в Санкт-Петербург с грузом уникальных произведений искусства, приобретенных Екатериной II на амстердамском аукционе для Эрмитажа и Царского Села у наследников известного голландского мецената и коллекционера Геррита Браамкампа. Сокровища были погружены в трюм судна «Фрау Мария». В ночь на 9 октября судно отошло от берега города Турку (в то время город Або), попало в сильнейший шторм, налетело на скалу и затонуло. К месту трагедии поспешили приплыть финские рыбаки, но спасти сокровища уже не представлялось возможным. Свинцовые ящики, в которые были запакованы картины, были неподъемными.

Мнение

Андрей Шпигель, генеральный директор ООО «Балтспецфлот» (СПб):

«Еще осенью 2010 года в финском поселке Касняс прошла двусторонняя российско-финская встреча тех, кто уполномочен вести диалог между двумя странами по вопросу подъема парусника «Фрау Мария». Со стороны России помимо меня присутствовали: заместитель Росохранкультуры Виктор Петраков, занимающийся возвращением в страну пропавших или украденных ценностей, представитель посольства РФ Ольга Терпиловская, президент благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» Артем Тарасов. С финской стороны: представители от Министерства образования, Национального совета по антиквариату и отдела морской археологии, Лесного управления, Центра экономического развития транспорта и окружающей среды Юго-Западной Финляндии. Финны уже тогда достаточно подробно рассказывали о своих планах, показали нам документы, график исследований, который рассчитан на период до 2017 года.

Вторая причина отсутствия спешки — возможность получить от финского правительства максимальную сумму на ежегодную организацию работ, связанных с обследованием судна, проведение цикла лекций, ряда встреч по теме затонувшего парусника». По закону Финляндии о памятниках древности, если судно и груз пробудут в ее водах 100 лет, то они по праву отойдут ей. Это произойдет в 2018 году…

Список картин, находящихся на борту «Фрау Марии»:

1. Хендрик ван Бален (1575–1632) «Молодой Иисус Христос». Написана совместно с Брейгелем.

2–4. Герард Терборх (1617–1681) «Музыкант с гитарой», «Девушка с собакой» и «Офицер, пишущий письмо».

5–6. Исаак Гедик (1617–1678) «Комната с винтовой лестницей» и «Женщина за столом».

7–8. Герард Доу (1613–1675) «Девушка в желтом» и «На приеме у хирурга».

9. Ян ван Гойен (1596–1656) «Деревня на берегу реки».

10. Виллем Йозеф Лакай (1738–1798) «Художник с учеником».

11. Леве «Крестьяне на свадьбе».

12. Йоханнес Лингельбах (1622–1674) «Корабль на якоре».

13. Габриель Метсю (1629–1669) «Служанка с зайцем в руках».

14. Франс ван дер Мин (1719–1783) «Джентльмен с бокалом».

15. Адриан ван Остаде (1610–1685) «Человек за столом».

16. Паулус Поттер (1625–1654) «Большая воловья повозка».

17. Абрахам Сторк (1644–1708) «Город на Рейне».

18. Адриан ван де Вельде (1636–1672) «Стадо на отдыхе».

19. Якоб де Вит (1695–1754) «Кувшин с цветами».

20–24. Филипс Вауэрман (1619–1668) «Драка», «Старый дом», «Сцена с охотником», «Мальчик с лошадью», «У реки».

25. Герман Цафтлевен (1609–1680) «Ландшафт с охотниками».

26. Хендрик Мартенс Цорг (1611–1670) «Интерьер: стол с фазанами».

27. Две картины неизвестных художников.

Полезные ссылки

Эрмитаж останется на дне Балтики?

Удастся ли поднять сокровища с «Фрау Марии»?

Оригинал статьи

__

Материал к походу проекта ReadyToSail.ru «Сказочная Балтика: из Стокгольма в Архипелаговое море», август — сентябрь, 2015.

Поделись с друзьями

Комментарии:

Добавить комментарий