Video История флота Киклады Материал к походу Полезное и занимательное Трагедии в море Эгейское море

Под нами «Британик»

Материал к походам по Эгейскому морю проекта ReadyToSail.ru

Нам всем прекрасно известна история «Титаника» — по рассказам, по голливудскому блокбастеру, по интереснейшим глубоководным съемкам останков судна, а главным образом — из-за трагедии, унесшей жизни более чем 1700 человек. Но не все знают, что у «Титаника» было два систершипа: старший «Олимпик» и младший «Британик». Историю последнего нам и предстоит узнать более подробно, так как она напрямую связана с нашим путешествием. 30 ноября 1911 года на верфи в Белфасте, через 7 дней после спуска на воду «Олимпика», был заложен киль изделия №433. В дальнейшем судно должно было получить гордое название «Гигантик» — третье имя, прославляющее древнегреческих персонажей: олимпийцев, титанов и гигантов. Трагедия, происшедшая 12 апреля 1912 года с «Титаником», заставила судостроителей прекратить работы над новым проектом и вернуть на верфь бороздящий океан «Олимпик» для его переделки и совершенствования, которые помогли бы впредь избежать столь катастрофических последствий кораблекрушения.

 

Британик, Великобритания, война, Греция, Жак Ив Кусто, капитан Барлет, лайнер, мыс Сунион, Олимпик, остров Кея, раненые, Средиземноморье, судно, Титаник, Эгейское море
Лайнер “Британик”
Источник: http://marconigraph.com/britannic/muw_expeditions.html

 

Изделие №433 подверглось еще более значительным изменениям, так как в начале строительства можно было не просто внести дополнительные улучшения, но и глобально усовершенствовать сам проект, уделив гораздо большее внимание вопросам безопасности судна. Было увеличено количество водонепроницаемых переборок, добавлен еще один отсек, в котельной были сделаны двойные борта. Также было увеличено количество шлюпок на борту. Две из них были моторными и снабжены телеграфными аппаратами. Несмотря на то, что строящееся судно стали характеризовать как «самое непотопляемое», греческих богов решили все же впредь не гневить, памятуя, что титаны и гиганты погибли в битве с олимпийцами. Таким образом, третий младший брат получил другое имя — «Британик» и был спущен на воду 26 февраля 1914 года. На момент схода со стапеля судно не было окончательно достроено, и еще шесть месяцев длились внутренние отделочные и отладочные работы. Пока шли завершающие этапы, началась Первая мировая война. Это изменило судьбу самого роскошного и большого лайнера Королевства. К весне 1916 года война все больше и больше разгоралась в Средиземноморье, количество жертв и раненых возрастало. Большие суда, переделывая их в плавучие госпитали, стали использовать для перевозки раненых. Эта участь была предуготовлена и «Британику». В результате реконструкции на судне могло поместиться 3309 раненых и персонал с командой.

12 ноября 1916 года лайнер вышел из Саутгемптона и отправился в Средиземноморские воды в Мурдос, откуда он должен был забрать раненных английских солдат. Уже 15 ноября «Британик» преодолел Гибралтарский пролив и еще через два дня прибыл в Неаполь, где принял на борт запасы воды и угля. Переждав шторм, капитан Барлет повел судно дальше, и утром 23 ноября оно проходило пролив между мысом Сунион на южной оконечности Аттики и греческим островом Кея. Было тихое безмятежное утро, ничто не говорило о том, что идет война. Часы показывали начало девятого — время ежедневного завтрака. Внезапно раздался мощный взрыв, за ним следующий, еще большей силы. Левый борт корабля буквально за одно мгновенье был разорван в нескольких местах. Прервав свой завтрак, люди выбегали на палубу. Капитан Барлет тут же понял всю серьезность случившегося. Последовал приказ закрыть двери водонепроницаемых переборок и подготовить шлюпки к спуску на воду. В это время четыре отсека судна быстро заполнялись водой. Одна из переборок не закрылась, другая давала течь. Вода начала проникать в котельные. Незадраенные иллюминаторы кают нижних палуб усугубляли ситуацию: через них в корпус поступал дополнительный объем воды. Становилось ясно, что судно потеряно. Теперь речь шла только о спасении людей.

Экипаж «Британика», выполняя все необходимые инструкции, действовал четко и слаженно. Капитан принял решение попробовать дойти до острова Кея и выбросить корабль на мель. К этому времени уже четыре корабля, приняв сигнал бедствия, шли на помощь тонущему судну. Но вода поступала в корпус «Британика» слишком быстро: его нос начал погружаться в море, а крен на правый борт становился все более угрожающим. Первые три шлюпки с людьми были спущены без приказа, и две из них постигла трагедия. К этому времени корма задралась настолько, что огромные винты корабля стали подниматься на поверхность, образуя мощные водовороты. В них и затянуло лодки вместе с находившимися на них людьми, и винты просто разрубили их на части. Увидев это, капитан отдал немедленный приказ остановить машины, и третью шлюпку удалось спасти. Остальные шлюпки были спущены четко и без инцидентов. Все люди покинули корабль. Всего час предоставила судьба людям с мгновения взрыва до момента, когда корабль полностью лег на правый борт, у него рухнули трубы и он стремительно ушел на дно Эгейского моря. Еще через час к месту катастрофы подошли спасательные суда.

 

Британик, Великобритания, война, Греция, Жак Ив Кусто, капитан Барлет, лайнер, мыс Сунион, Олимпик, остров Кея, раненые, Средиземноморье, судно, Титаник, Эгейское море
Лайнер “Британик”.
Источник: http://marconigraph.com/britannic/muw_expeditions.html

 

В результате профессиональной и слаженной работы команды «Британика» его экипаж и пассажиры не повторили судьбу погибших со своего печально известного собрата. Из 1066 находящихся на борту людей было спасено 1036. Впоследствии историки долгое время не могли установить место затопления судна, пока команда Жак-Ива Кусто, известного французского морского исследователя, не обнаружила останки корабля. В 1971 году в знаменитой серии фильмов «Подводная одиссея капитана Кусто» появилась еще одна лента — «Загадка «Британика».

В январе 2000 года на экраны кинотеатров вышел художественный фильм «Британик» режиссера Брайана Тренчард-Смита. К сожалению, создатели картины построили на историческом сюжете свою собственную историю. В результате, как это часто бывает, к истинным событиям фильм практически не имеет отношения.

В нашем путешествии по Кикладам мы пройдем вблизи того места, где когда-то случилась трагедия. Конечно, в море нет ни памятников, ни каких бы то ни было других знаков, обозначающих, что в глубине под нами лежат уже потерявшие свой когда-то величавый вид останки гордости морского флота Великобритании.

Долгое время немецкое правительство отрицало возможную торпедную атаку подводной лодки на госпитальное судно. Проверить это удалось только в 2003 году, но не в месте подводного захоронения «Британика» там, где его нашел Кусто, а непосредственно в точке взрыва. На дне моря дайверы обнаружили следы минного поля и даже остатки разорвавшегося смертоносного оружия, предположительно отправившего на дно знаменитый лайнер.

Море хранит в себе еще многие тайны, но мы с вами, конечно же, их разгадаем. Ведь по прочтении этой заметки одной тайной стало меньше.

 

Ваш Борис Тополянский

Поделись с друзьями

Комментарии:

Добавить комментарий