Путешествия Рассказывают друзья Тихий океан Трагедии в море

Леонид Дубейковский. «Непокоренный Тихий»

Леонид ДубейковскийНесколько дней назад на странице Леонида Дубейковского в FB появился интереснейший материал об англичанине Питере Берде и его попытке двадцатилетней давности пересечь Тихий океан на гребной лодке «Sector Two». В то время Леонид был непосредственным участником событий по подготовке к трансокеанскому переходу, к сожалению, закончившемуся трагически. Я уверен, что статья Леонида может быть интересна многим, и автор любезно согласился на публикацию ее в моем блоге, за что ему огромная благодарность.

Леонид Дубейковский — метеоролог, консультант сборной команды России по парусному спорту. А еще Леонид фотограф-маринист, сотрудничающий со многими изданиями и ставший в 2010 году «Лучшим парусным фотографом России» на национальном конкурсе «Яхтсмен года». А еще он читает интереснейшие лекции по метеорологии. К сожалению, в основном в Москве.


peterbird_01

Три дня! Всего три дня ведутся поиски человека, пропавшего в открытом море. Жизнь, за которую дают три дня!

Ровно 20 лет назад произошло событие, малозначимое для большинства людей, не имеющих отношения к морю, путешествиям и приключениям. Но оно имело важное значение для всех тех, кто «болеет морем» и «неровно дышит» при виде уходящей в бесконечную даль линии горизонта! Об этой истории стоит знать и помнить.

2 июня 1996 года Морским спасательным центром в Токио (Tokyo Maritime Safety Agency) был получен сигнал бедствия в северо-западной части Тихого океана с координатами 38 с.ш. и 162 в.д. В это же время Спасательно-координационный центр Береговой охраны США в Гонолулу получил сообщение от экипажа пассажирского авиалайнера компании «United Airlines» о сигнале SOS, принятом над этой акваторией Тихого океана. Почти сразу японским спасательным центром туда был отправлен патрульный самолет для обследования акватории и опознания источника сигнала бедствия. Пилоты сообщили, что в данном районе они обнаружили перевернутое вверх днищем небольшое судно белого цвета, причем без киля, характерного для небольших яхт, к размерам которых было близко обнаруженное судно. Единственным судном, подходящим под данное описание, могла оказаться только весельная лодка англичанина Питера Берда (Peter Bird), пытавшегося на ней в одиночку переплыть Тихий океан.

 

peterbird_02
Синоптическая ситуация в северной части Тихого океана на момент получения сигнала SOS

С этого самого момента и начался неумолимый отсчет времени для человека, который сознательно оказался в полном одиночестве в открытом океане, для его родных и друзей и для всех тех, кто поддерживал его, помогал ему и думал о нем. С этого момента для всех них время пошло отсчитывать свои убийственные секунды, которые складывались в оставшиеся считанные минуты и часы.

Это были совершенно разные люди, раскиданные по всему земному шару: в Англии, где Питер оставил своих родных и друзей, в России, откуда он начал свой героический переход, в Америке, где ждали его триумфального финиша и готовились к нему, и в Японии, где экипажи судов, самолетов и вертолетов и сотрудники Спасательной службы Японии прикладывали все усилия для его поиска. В тот же день на поиски было отправлено японское спасательное судно «Заоу» (Zaou). Ориентировочное время его прибытия в район бедствия была ночь с 4 на 5 июня. Все прекрасно понимали, что, если Питер еще и жив, то долго он продержаться не сможет при средней температуре воды около 12 С, которая наблюдалась в этом районе Тихого океана. Поэтому Спасательный Центр, проанализировав расположение на данный момент судов различных стран, запросил сингапурский сухогруз «Вествуд Халла» (Westwood Halla) с просьбой прибыть в данный район для проведения поисково-спасательной операции. Практически через сутки, несмотря на сильное штормовое волнение, когда высоты отдельных волн достигали 10 метров, а порывы ветра развивали скорость более 25 30 м/с, «Вествуд Халла» прибыл в назначенный ему район поисков. Через некоторое время с борта судна заметили опрокинутую лодку. Вокруг нее в радиусе 2 3 миль плавало большое количество бревен длиной около 3 метров и диаметром до полуметра. Из-за сильного волнения с огромным трудом удалось подойти вплотную к лодке и привязать ее к борту. Поднять ее на борт сухогруза не оказалось возможным из-за качки и угрозы повреждения надстроек судна и корпуса самой лодки. Дальнейшие поиски самого Питера не увенчались успехом, и капитан Мур (Mohr) запросил у Спасательного центра разрешения покинуть район для продолжения выполнения коммерческого рейса. Его мнение было безоговорочным и убийственным: выжить в данных условиях Питер не мог. Несмотря на эту страшную новость, Центр попросил его оставаться в данном районе и по возможности продолжать поиски до прибытия в район спасательного судна «Заоу». Когда шторм немного стих, экипаж «Вествуд Халла» сумел поднять лодку на борт сухогруза.

Первое, что обнаружили собравшиеся члены экипажа, это выпавший из кормового отсека с выливающейся водой спасательный костюм. Переборка кормового отсека, оторванная от основного корпуса лодки, была вдавлена внутрь. Это однозначно подтверждало вывод капитана Мура, надежды на спасение англичанина уже быть не могло. Выжить без спасательного костюма в таких погодных условиях он не мог. Но, несмотря на это, прибывшее на место трагедии спасательное судно «Заоу» продолжило поиски Питера или каких-либо его следов, прочесывая акваторию метр за метром с помощью вертолета. Через некоторое время буй, от которого продолжали поступать радиосигналы, был обнаружен и поднят из воды. Никаких следов Питера Берда вокруг обнаружено не было, и по окончании назначенных для поиска трех суток, вечером 5 июня капитану «Заоу» было приказано покинуть район. Сухогруз «Вествуд Халла» к этому времени уже был на пути к порту Сиэтл, везя на борту поднятую лодку английского путешественника.

 

peterbird_02
С такими и подобными заголовками вышли газеты на английском и русском языках

Когда суда скрылись за горизонтом и шторм успокоился, Тихий океан опять принял свой спокойный и умиротворенный облик без единого намека на разыгравшуюся здесь недавно трагедию. Он так и не открыл людям своей очередной тайны и принял в свое лоно одного из лучших.

Прошло уже двадцать лет, а я до сих пор иногда ругаюсь по-английски. Что-то из его одежды лежит среди моих вещей, и я не могу их выбросить, будто сделав это, я выброшу самого Питера из своего сердца, из своей памяти!

Я впервые увидел эту штуковину необычной сигарообразной формы, отдаленно напоминающую лодку, на пирсе одного из яхт-клубов Владивостока в июне 1992 года. Внимание всех любопытных было приковано к ней и суетившейся вокруг нее группе людей. Они мало обращали внимание на окружающих и громко переговаривались на английском языке. Меня тогда вся эта суета интересовала мало, я лишь с интересом оглядел саму лодку и посчитал, что этого вполне достаточно. Я никак не мог даже подумать, что все эти люди и лодка станут вскоре тем, что принято называть вехой в жизни.

 

peterbird_04
«Yellow Sector Two» у причала яхт-клуба ДВИМУ, 1993 год

Несколько позже от друзей я узнал, что виденная мною компания была командой английского путешественника Питера Берда, который готовился к одиночному плаванию на весельной лодке через Тихий океан, Trans-Pacific Solo Row. Они же рассказали мне, что первая попытка была неудачной: Питер из-за множества проблем, с которыми он столкнулся в недавно открывшейся миру России и во Владивостоке, сильно запоздал со стартом. Наступивший июнь сопровождался преобладавшими из-за муссонного климата Приморского края восточными, юго-восточными ветрами. Они не позволили английскому путешественнику выйти в открытую часть Японского моря, и его лодка постепенно смещалась на юг к границе территориальных вод России и Северной Кореи.

Это не входило в планы Питера, поскольку он не имел права входить в воды КНДР, да и большого желания заглядывать за «железный занавес» нашего социалистического соседа у него не было. Устав бороться с преобладающими ветрами и течениями и убедившись в бесполезности своих попыток, Питер решил прекратить свое путешествие, пробыв в море около месяца. Он подошел к российскому берегу практически у самой южной границы в районе бухты Троицы, где и бросил якорь.

 

peterbird_05
Карта-схема Залива Петра Великого. Звездочками здесь и далее обозначены места старта, а якорьками — места якорных стоянок Питера Берда

Ситуация оказалась довольно комичной, так как вся российская группа обеспечения была на тот момент в полном неведении о его местонахождении. Для получения какой-либо информации о нем пришлось запрашивать его координаты у своих американских коллег, которые получали информацию о продвижении Питера из французской Тулузы. Наконец, после трех дней неизвестности Иван Резвой и Анатолий Петров, проанализировав переданные им координаты якорной стоянки Питера и сравнив их с местными картами побережья, выяснили, что он стоит в бухте Троицы недалеко от поселка Зарубино. Был послан запрос пограничным властям с просьбой уточнить расположение лодки, на что был получен неожиданный ответ о том, что разыскиваемой лодки в этом районе нет.

 

peterbird_06
Иван Резвой на радиосвязи с Питером Бердом

В полном недоумении группа выехала на поиски Питера и, приехав на берег бухты Троицы, увидела его лодку, одиноко стоящую практически напротив пограничной заставы, отвечавшей за данную акваторию. Все с радостью обнаружили Питера живым и здоровым. Вечером посидели у костра на берегу, с удовольствием опрокинули не одну и не две рюмки водки с отважным английским путешественником. И только на следующий день к ним подлетел ощерившийся всеми своими стволами пограничный катер с явным намерением задержать наглого нарушителя границы. Это недоразумение было разрешено у того же костерка на берегу ставшей гостеприимной для всех бухты Троицы.

В том 1992 году все расстались с твердым намерением собраться вновь в следующем году во Владивостоке уже весной, чтобы застать зимний муссон с преобладанием северных, северо-западных ветров, более благоприятных для старта от побережья России.

Выбор Евразийского берега России был неслучаен. Незадолго до англичанина, в 1991 году, француз Жерар Де Абовиль (Gerard d’Aboville) уже переходил на весельной лодке через Тихий океан. Но начальным пунктом его путешествия была Япония, а с географической точки зрения это острова Тихого океана, отличающиеся, например, от тех же Гавайских островов лишь более близким соседством с материком Евразия. А значит, формально путешествие француза нельзя рассматривать как пересечение океана.

 

peterbird_07
Карта-схема Японского моря и маршруты его пересечения. На схеме также приведен маршрут возможного старта от Евразийского континента с побережья Южной Кореи

Включение в маршрут Японского моря значительно затрудняет экспедицию. В первую очередь, это связано с ветрами побережья и течениями. Как уже было сказано выше, преобладающие в теплый период муссоны будут прижимать путешественника на лодке к берегу, не позволяя ему оторваться от побережья. Реальная скорость океанских гребных лодок не превышает двух узлов, другими словами, 3-4 км/час, а парусность их довольно велика, что, складываясь с ветровыми течениями, практически не позволяет путешественникам противостоять постоянным ветрам. Им остается лишь одно: правильно проложить свои маршруты с учетом преобладающих ветров и течений и стараться придерживаться их.

Другим серьезным затруднением при плавании во внутренних и окраинных морях является интенсивное судоходство. С одной стороны, экипажи и пассажиры, с любопытством разглядывающие тебя и приветливо машущие руками, не дают чувствовать себя одиноким, но с наступлением темноты все суда становятся опасными дредноутами, неожиданно появляющимися из-за ближайших волн. Пластиковые лодки, возвышающиеся не более метра над водой, практически невидимы для локаторов, а неяркие огни, работающие от аккумуляторных батарей, почти незаметны среди волн или при плохой видимости из-за дымки, тумана или дождя и снега. Даже слабый удар о корпус может привести к нарушению герметичности лодки, немедленному заполнению ее водой и опрокидыванию. А на борту судна никто и не будет подозревать о происшедшем, так как, даже если кто-нибудь и услышит шум или почувствует толчок, то воспримут их за удар о борт очередной волны.

И, наконец, уже при проходе проливов, соединяющих окраинные моря с открытым океаном, путешественнику противостоят, кроме ветровых, сильнейшие течения, способные в считанные минуты выбросить лодку на берег и прибрежные скалы. В лучшем случае это может закончиться разрушением лодки, а в худшем гибелью самого путешественника.

У Питера Берда уже был такой трагический опыт. Свой штурм Тихого океана Питер начал в октябре 1980 года, стартовав на лодке «Британия-2» из Сан-Франциско. Тогда его целью было побережье Австралии. Но после 147 дней плавания сильнейший тропический шторм разбил его лодку о скалы острова Мауи (Maui), входящего в состав Гавайского архипелага. Эта первая неудача не остановила Питера: здесь же, на Гавайях, он строит новую лодку, которую вновь переправляет на юго-западное побережье США, откуда уже 23 августа 1982 года снова бросается на штурм Тихого океана. Но судьба и на этот раз решила поиздеваться над ним. После 294 дней тяжелейшего одиночного плавания Питер Берд находился уже в 33 милях от цели своего плавания, восточного побережья Австралии, когда неожиданно налетевший сильнейший шквал выбросил лодку Питера на камни Большого Барьерного Рифа. Все это могло кончиться очень трагично, если бы не вовремя подоспевшее судно ВМС Австралии «Бендиго»(Bendigo), которое успело снять англичанина с гибнущей лодки.

Конечно, такого исхода не ожидал никто, даже сам Питер Берд: после почти годичного одиночества в открытом океане, отказывая себе во всем, пройдя через неимоверные физические и психологические испытания, быть всего в сутках-двух от победы и триумфального завершения своего путешествия, и вдруг какой-то каприз погоды рушит все. Та героическая Одиссея английского путешественника 1982-1983 гг. была занесена в книгу рекордов Гиннесса как самое длительное одиночное плавание на веслах. Но формально пересечение океана не было завершенным, а значит, надо было начинать все сначала: поиск спонсоров, создание команды, строительство новой лодки, а потом  опять адский труд на грани физических и психических пределов человеческого организма. Психика не всякого человека сможет выдержать такое, но Питер выдержал и даже не отбросил свою идею: он решил за все взяться снова, но только на этот раз совершить свой переход по северной части Тихого океана.

Все крупные системы океанических течений подчиняются общим закономерностям. Севернее и южнее экватора расположены Пассатные течения, подгоняемые постоянно дующими с востока на запад пассатными ветрами. При подходе к континентальным берегам эти течения поворачивают к более высоким широтам (для Тихого океана это Куросио и Восточно-Австралийское течения), которые при достижении умеренных широт (30 40 град.) поворачивают на восток. Уже у западных побережий материков течения разворачиваются снова к экватору, замыкая два своеобразных кольца, расположенных в северной и южной частях всех океанов. В научной литературе они носят название субтропических антициклонических океанических круговоротов.

 

peterbird_08
Системы океанической циркуляции с маршрутами Питера Берда

В своем первом тихоокеанском путешествии Питер, спускаясь на юг от Сан-Франциско к экваториальным широтам, использовал сначала южную часть Калифорнийского течения. Затем он продолжил движение на запад к северной оконечности Австралийского континента, пользуясь пассатами и пассатными течениями. В своем новом путешествии он планировал использовать северную ветвь циркуляции, называемую Северо-Тихоокеанским течением. Это течение является продолжением известного течения Куросио, несущего свои воды на север, северо-восток вдоль восточного побережья Японии. Задачей Питера было, после прохождения проливов между Японскими островами, попасть в это течение для того, чтобы, оставаясь в его водах, достигнуть западного побережья Северной Америки.

Жерару Де Абовилю было значительно проще, поскольку, стартовав с восточного побережья Японии, он сразу оказался в попутных водах Куросио, а затем Северо-Тихоокеанского течения. Питер Берд тоже мог в значительной степени облегчить себе задачу, если бы взял старт с южного берега Корейского полуострова. Тогда при благоприятных условиях он мог за пять-семь дней пересечь Корейский пролив и затем, обойдя с юга Японию, выйти в Тихий океан, где быть подхваченным водами Куросио, которые затем уже в виде Северо-Тихоокеанского течения несли бы его на восток, как это было с французом. Вне всякого сомнения, это было проще и комфортнее, особенно, если добавить к этому, что старт ему пришлось бы делать не с территории России, где различные бюрократические проблемы с властями постоянно омрачали жизнь путешественника, а с территории Республики Корея, где многих этих проблем даже не возникало бы.

Но Питер был оптимист, да и весь мир тогда, в начале 90-х годов, находился в полнейшем эйфорическом заблуждении относительно реформированной новой России. И он выбрал Россию, а в качестве места старта самый известный российский город на востоке, Владивосток. Следующей проблемой стал поиск спонсора, и здесь Питеру оказал огромную поддержку Кеннет Крачлоу (Kenneth Crutchlow), его соотечественник и в недавнем прошлом такой же путешественник и в хорошем смысле авантюрист. Он нашел спонсоров в лице итальянской компании «Сектор» (Sector), производящей спортивные часы. Руководство компании заинтересовалось проектом Питера, и поскольку они уже были спонсорами путешествия Жерара Де Абовиля, то решили довести начатое дело до конца, так как формально Тихий океан остался непокоренным. Так как лодка француза носила название «Сектор», новая лодка и весь проект получили название «Сектор-2» (Sector two).

 

peterbird_09
«Неразлучная парочка»: Кеннет Крачлоу и Питер Берд

Ее конструктором стал широко известный в Великобритании Ник Бэйли (Nic Bailey), проектировавший множество лодок и яхт-рекордсменов. Все лодки, предназначенные для трансокеанских переходов на веслах, имели принципиально схожую конструкцию. Все они разделялись на два отсека: носовой и кормовой. Между отсеками располагалась открытая палуба с одним или двумя местами для гребцов. Новая лодка Питера Берда была такой же конструкции, но отличалась от всех своих предшественниц плавными обводами, напоминая со стороны сигару или веретено.

 

peterbird_10
Схема гребной лодки «Sector two»

В поперечном сечении она имела яйцеобразную форму с более широким днищем. Вдоль днища шел небольшой продольный киль. Первоначально лодка была окрашена в ярко-желтый цвет, что делало ее хорошо заметной среди волн. Длина лодки составляла 8,8 м, ширина около 1,5 м, осадка 0,5 м. Вес пустой лодки составлял 280 кг, общее водоизмещение около тонны. Корпус лодки был набран из тонких (около 2-3 см) кедровых планок и был покрыт с обеих сторон тонким слоем стеклопластика. Понятно, что корпус по своим соотношениям с общими размерами лодки напоминал, скорее, яичную скорлупу, что и делало такими опасными для лодки даже небольшие удары или толчки.

Для того чтобы путешественник мог реально пересечь значительное водное пространство в автономном режиме, он должен быть обеспечен всем необходимым ему в этом продолжительном путешествии. Это запас продовольствия, пресной воды, одежда, рация, источники электропитания, различная посуда, видео- и фотоаппаратура, аптечка, запасные части, набор инструментов и многое, многое другое.

peterbird_11
Полный список вещей и оборудования, загружаемого на борт лодки

Все это имеет значительный вес и объем, который необходимо разместить на борту лодки, для чего она должна иметь соответствующие размеры. Но при увеличении размеров соответственно растет общий вес лодки, что ведет к снижению ее скорости при плавании под веслами. Это, в свою очередь, увеличивает продолжительность экспедиции, что ведет к увеличению необходимых запасов того же продовольствия, пресной воды и т.д. Замкнутый круг, поэтому все лодки имеют примерно близкие размеры, обеспечивающие скорость 2-3 узла при спокойном море и автономность до 200-250 суток. Если к этому добавить требования к прочности корпуса, которая обеспечивала бы ее безопасное плавание, то это потребовало бы усиления корпуса за счет увеличения его толщины. А это, в свою очередь, привело бы опять к росту ее веса до таких значений, когда скорость упала бы значительно ниже 2 узлов, и тогда сроки возможного путешествия перевалили бы за год. А последнее опять привело бы к необходимости роста запасов и, соответственно, объемов лодки. И круг опять замкнулся! Именно поэтому лодки как Питера, так и других гребцов, имея относительно тонкий и непрочный корпус, так уязвимы к толчкам и ударам.

peterbird_12
Погрузка вещей на борт лодки, б. Анна, 1993 год

Источником электроэнергии для палубного и внутреннего освещения, а также для работы радиоаппаратуры служили аккумуляторы, которые подпитывались солнечными батареями, панели которых были размещены на корпусе лодки. Питер в более ранних своих путешествиях пытался использовать для зарядки батарей ветроэлектрогенератор. Но потом был вынужден отказаться от него, поскольку при сильном ветре, когда от него мог быть хоть какой-то толк, ветер и волны ломали его.

peterbird_13
Главный движитель «Сектор-2»

Для гребли Питер пользовался стеклопластиковыми веслами, в запасе имелась еще две пары пластиковых и деревянных весел. Поскольку лодка была неметаллическая и возвышалась над уровнем моря не выше метра, она практически была незаметна для локаторов. Питер пытался сделать какое-то подобие отражателя из металлических пластин, но так же, как и с ветрогенератором, отражатели постоянно ломались под напором перехлестывавших через лодку волн. А иметь с собой десяток-два запасных  для этого потребовалась бы, наверное, еще одна лодка. Поэтому в переходах по акваториям с интенсивным судоходством Питер надеялся на везение и собственную внимательность. Это приводило к практически бессонным ночам, когда ему приходилось вскакивать каждые полчаса, выходить на палубу и внимательно осматривать горизонт, выискивая огни приближающихся судов. Наступила весна 1993 года. Питер и его команда вернулись во Владивосток для нового старта. Поначалу все складывалось замечательно. Многие помогали ему с радостью и абсолютно бескорыстно, и здесь следует отметить таких людей, как Иван Резвой, Александр и Татьяна Кузнецовы, Дмитрий ???, Анатолий Петров, Владимир Фомин, Генрих Щеголев и многие, многие другие. Без их поддержки и сочувствия английскому путешественнику не удалось бы сделать ничего в нашей непонятной ему стране. Но сама подготовка к старту задерживалась, и многие иностранные члены команды из-за своих дел или по причине окончания виз были вынуждены уехать из России. С Питером остались лишь Кеннет Крачлоу и русские члены его команды.

peterbird_14
Питер Берд в России с друзьями

Первый старт в 1993 году Питер сделал из яхт-клуба ДВИМУ города Владивостока в апреле месяце. К сожалению, буквально с первых дней над акваторией залива Петра Великого, на побережье которого расположен Владивосток, задули южные, юго-восточные ветры, которые не давали Питеру оторваться от побережья. И он опять начал повторять свой прошлогодний маршрут. Чтобы снова не повторить прошлогодней ошибки с угрозой попасть в воды КНДР, Питер решил перестоять неблагоприятную для себя погоду на якоре у западного берега острова Русский, который закрывал его от восточных и южных ветров.

peterbird_15
Схема мест старта и якорной стоянки у острова Русский

Он выходил на связь со своими русскими коллегами и, главным образом, интересовался прогнозом погоды. Здесь огромную поддержку группа Питера Берда получала от сотрудников отдела долгосрочных прогнозов Дальневосточного гидрометеорологического института: Любови ??? и Светланы???. Их предсказания очень редко не подтверждались. К сожалению, и на этот раз их прогнозы неблагоприятных ветров также методично оправдывались, что вносило пессимизм в души всех, кто хоть как-то был причастен к этому проекту. Наверное, общий пессимизм передался и Питеру, находившемуся всего в нескольких милях от Владивостока. Вынужденное безделье, с каждым днем ухудшающееся настроение и, конечно, погода с постоянными дождями, моросью и туманами привели к его болезни с высокой температурой. На очередном сеансе радиосвязи было решено возвращаться назад, чтобы при более благоприятных условиях начать все снова.

peterbird_16
В отделе долгосрочных прогнозов ДВНИГМИ

Питер вернулся уставший и изможденный борьбой с постоянными неудачами и погодой, но его настрой на продолжение этой борьбы был достаточно велик. Это придавало уверенности всей команде в том, что все только начинается! Учтя все ошибки последнего старта, было принято решение перенести место старта на южную оконечность полуострова Муравьева-Амурского, на котором расположен Владивосток, в бухту Анна. К началу мая метеорологи дали прогноз о преобладании в течение нескольких суток над акваторией залива благоприятных северных, северо-западных ветров. И вся группа была в полной готовности, ожидая этого.

peterbird_17
Перед стартом, май 1993 года, бухта Анна

И вот, наконец, на 12 мая 1993 года был назначен старт!

peterbird_18
Последние слова перед выходом в море. Кеннет Крачлоу и Питер Берд

На этот раз все складывалось очень удачно. Прогноз, данный местными синоптиками, полностью оправдался, что дало возможность путешественнику отойти на достаточное расстояние от российских берегов, чтобы уже не бояться быть снова прижатым к ним ветрами и течениями.

peterbird_19
На выходе из пролива Босфор-Восточный

Плавание Питера по Японскому морю было, как и ожидалось всеми, трудным и очень опасным. Невыносимые поначалу физические нагрузки, боль в разодранных до крови ладонях, бессонные ночи из-за опасности быть раздавленным каким-нибудь полупьяным рыболовецким траулером отнимали все силы путешественника. Но какова была его радость, когда после двух изматывающих недель, он увидел такие долгожданные берега Японии. Это был настоящий прорыв! Хотя, впереди были проливы с опасными и сильными течениями, но первый этап путешествия был пройден. Впервые в истории человек на весельной лодке сумел пересечь Японское море, такое опасное своими резкими изменениями погоды. Суда, катера и лодки встречали его приветствиями и ликованием, а с одной яхты ему даже умудрились передать на борт бутылку дорогого коньяка. Хотя по правилам ему были запрещены такого типа контакты в течение всего путешествия, ведь автономное значит автономное! Но японцам было не до формальностей. Они были искренне рады за Питера и желали ему дальнейших успехов. Впереди был открытый океан! Там были трудности совсем другого плана, скорее проверяющие не сиюминутную решимость и настрой человека, а его выдержку и волю, которые он должен проявлять день за днем, неделю за неделей и даже месяц за месяцем, постоянно преодолевая себя и борясь со своими собственными слабостями. Питер рассказывал, что он часто за время путешествия задавал себе вопрос, какая была необходимость ему бриться каждый день, если он не собирался пойти на какой-нибудь званый обед. Но, несмотря на отсутствие таковых в его распорядке дня, он каждый день заставлял себя перебарывать даже эту незначительную лень, чтобы не уступить себе в других слабостях. Он был бескомпромиссен по отношению к себе даже в таких мелочах! Успешно преодолев Сангарский пролив, разделявший японские острова Хоккайдо и Хонсю, Питер решительно направил свой «Сектор-2» на восток. Теперь ему не были страшны ни приливы, ни прибрежные скалы, ни снующие взад и вперед суденышки. Все это осталось позади! Его главными соперниками и, одновременно, помощниками становились океанские ветры и течения. В том 1993 году они были немилостивы к нему, и продвижение Питера в восточном направлении было незначительным. Так, в борьбе с ветрами и течениями прошло лето. Наступила осень. Опираясь на опыт Жерара Де Абовиля, у которого на преодоление пути от Японии до западного побережья США ушло всего 133 дня, Питер рассчитывал на длительность своего путешествия около пяти месяцев. К концу октября, по истечении этого срока, запасы продовольствия стали подходить к концу, а пройденной была всего лишь треть пути. Питер принимает решение продолжать путешествие и просит группу поддержки доставить ему продовольствие. С помощью одного из торговых судов, чей маршрут проходил через район, в котором в данный момент находился Питер, продовольствие было передано на борт лодки. Проходит осень, наступает зима. Питер устраивает для себя празднование Рождества, сам себе дарит подарки, которые ему передали родственники и друзья, сам себе желает Счастливого Рождества и удачи в Новом 1994 Году! Но и в 1994 году ситуация меняется мало: Питер практически стоит на месте, и таким образом проходит еще пять месяцев, на которые у него еще имелись переданные ранее запасы продовольствия. Наступает март 1994 года. Питер, истощенный постоянными ежедневными нагрузками в течение почти целого года, не видя возможности в таком физическом состоянии продолжать путешествие, решает его прекратить. И 12 марта 1994 года, ровно через 10 месяцев после его начала, лодка и Питер были подняты на борт лесовоза «Эдельвейс» (Edelweiss), следовавшего в Японию. 304 суток это был рекорд одиночного плавания в океане на гребной лодке, вновь занесенный в Книгу рекордов Гиннесса. Питер побил самого себя, поскольку предыдущий рекорд  294 дня плавания от Сан-Франциско до Австралии  тоже принадлежал ему. И опять Питер оказался отброшенным назад к самому началу своей борьбы с непреодолимым ОКЕАНОМ, который как бы насмехался над отважным путешественником. Опять все снова! Я думаю, мало найдется людей, которые смогли бы пережить еще один такой удар судьбы, но Питер был из их числа. Оправившись от очередной неудачи, он опять взялся за подготовку к новому штурму. Здесь даже неуместно слово «путешествие», потому что оно заключает в себе еще скрытый смысл некого развлечения. То, что делал Питер, развлечением было назвать никак нельзя: это действительно был поединок одержимого человека с ОКЕАНОМ, самым огромным на нашей планете, самым непреодолимым и поэтому самым ВЕЛИКИМ! Вернувшись в родной Лондон, Питер берется за подготовку к новому старту. Он старается использовать свою неудачу для будущей победы: ведь длительное путешествие выявило множество недостатков в конструкции самой лодки, недочеты, допущенные при отборе снаряжения (инструментов, провианта, одежды и т.д.), а также ошибки в графике и маршруте плавания. Первым делом Питер решает внести изменения в конструкцию своей лодки. По его подсчетам, за весь период его рекордного путешествия лодка «Сектор-2» переворачивалась 26 раз. 26 раз человек находился в абсолютно замкнутом пространстве, в полной темноте, безо всякой возможности что-либо предпринять для своего спасения, лишь надеясь на случайную волну, которая вернет лодку в правильное положение. Питер посчитал, что причиной этого было наличие небольшого киля, проходящего вдоль всего днища, и решил убрать его. Это оказалось довольно сложной операцией, потребовавшей разрезать всю лодку вдоль на две части. Этим Питер занялся после доставки лодки в Великобританию в ангар-мастерскую Ника Бейли. Кроме этого, в лодке были сделаны еще незначительные конструктивные изменения. Одним из «заметных» изменений стало изменение цвета: «Сектор-2» стал белым, а его днище было выкрашено в синий цвет. Надо сказать, что многим поначалу такая смена имиджа лодки пришлась не по душе, но со временем все согласились с Питером: ее обводы стали стремительней, а сама она стала еще более изящной.

peterbird_20
«Сектор-2» на территории мастерской Ника Бейли, Великобритания

Кроме того, решено было сменить место старта. Новым местом был выбран порт Восточный, расположенный на побережье залива Находка, в восточной части залива Петра Великого. Новое место старта позволяло почти сразу оказаться в открытой части Японского моря, не тратя время на пересечение всей акватории залива Петра Великого. Даже при благоприятных условиях у Питера раньше на это уходило двое-трое суток. За это время капризные местные ветры могли изменить свое направление с попутного на встречное, и Питер опять мог оказаться запертым на акватории залива среди множества островов и скал, которые были его главными врагами.

peterbird_21
Карта-схема залива Находка

На решение проблем с финансированием новой экспедиции и подготовку лодки к новому плаванию ушло больше года, и Питер вновь оказался в России уже в апреле 1995 года. Но даже к этому времени лодка была еще не окончательно готова. Поэтому в порт Восточный в 40-футовом контейнере «Хёндэ» (Hiunday) приходит лишь ее корпус со всем необходимым оборудованием.

peterbird_22
На причале контейнерного терминала порта Восточный, 1995 год

Питер немедленно взялся за установку всего привезенного оборудования и подготовку обретшего новый облик «Сектора-2» к плаванию.

peterbird_23
Установка электрооборудования в отсеке «Сектора-2»

Необходимо упомянуть о той огромной помощи и поддержке, которую оказывали английскому путешественнику и его команде как руководство порта Восточный, так и все его рядовые сотрудники. Начальник порта Геннадий Жебелев, его заместители Леонид Бочков и Сергей Парчевский всегда были в курсе всех проблем и принимали самое активное участие в их решении. Без их поддержки и содействия возможность самого старта с территории России была бы под большим вопросом. И, может быть, именно множество приобретенных русских друзей, их гостеприимство, готовность помочь и участие явились теми самыми главными факторами, которые сохраняли решимость Питера штурмовать неприступный океан с российского Дальнего Востока.

peterbird_24
«В рабочий полдень» с друзьями-портовиками

Тот год для англичанина опять оказался неудачным. Лодка окончательно была готова к старту лишь в начале лета, когда уже над всем Японским морем почти безраздельно господствовали ветры южных румбов, крайне неблагоприятные для старта. Борьба английского путешественника с ветрами и течениями начиналась сразу по его выходу с акватории порта. Как только Питер оказывался на открытой акватории залива Находка, сильный встречный ветер начинал его прижимать к побережью. Питеру ничего не оставалось делать, как отстаиваться на якоре в одной из ближайших бухточек, закрытых от ветра и пережидать непогоду. Но прогнозы большей частью были неутешительны, и, к сожалению, почти всегда оправдывались.

peterbird_25
Очередные «торжественные проводы», 1995 год
peterbird_26
Очередной отход
peterbird_27
Опять в море!
peterbird_28
…и опять обратная буксировка в порт

Не видя смысла тратить драгоценные запасы провианта и пресной воды, стоя на одном месте и нисколько не продвигаясь к намеченной цели, Питер вынужден был возвращаться обратно в порт для того, чтобы переждать неблагоприятную для себя погоду. Так повторилось два раза. А летние муссоны уже вступили в свои права, и южные ветры дули над акваторией практически непрерывно. Питер вынужден был прийти к неутешительному для себя выводу, что все последующие попытки будут так же бессмысленны, как и эти две. Год был безвозвратно потерян, и ему ничего не оставалось другого, как возвращаться обратно в Великобританию.

 

peterbird_29
«Безрадостное» возвращение, 1996 год!

Для Питера этот год должен был стать решающим. На следующий, 1997 год ему должно было исполниться уже 50 лет  возраст, переломный для мужчины и критический для океанского гребца. Англичанин прекрасно понимает, что если он не добьется успеха и на этот раз, то на его карьере путешественника можно будет поставить крест. Никто не будет рассматривать его всерьез с его новыми планами и проектами, о которых он уже мечтал и над которыми уже работал. Уже сейчас его главные спонсоры, настроенные довольно пессимистично, практически перестали финансировать проект. Почти все деньги Питер собирал у родных и друзей, во многих случаях в долг под обещание вернуть с тех сумм, которые он намеревался получить в случае успешного завершения своего путешествия. Поэтому на этот раз дороги назад быть не могло, надо было идти только вперед! И никакие ошибки на этот раз были уже недопустимы!

 

peterbird_30
Вот увидите: I’ll be back!!!!

Питер решил начать свое путешествие намного раньше, чем он делал это прежде, чтобы застать зимние муссонные ветры северного, северо-западного направления. 14 февраля он прилетает во Владивосток и буквально рвется в порт Восточный, где его с прошлого года в контейнере ждал «Сектор-2».

19 февраля 1996 года, в день своего 49-летия, Питер приезжает в порт и сразу берется за подготовку к новому старту. Северные ветры дуют с постоянством, о котором он раньше мог лишь мечтать. Его даже не пугают ни морозы, ни пронизывающе северные ветры. Единственное, что сдерживает англичанина это то, что в порту еще стоит лед, а на акватории залива и в прибрежной зоне Японского моря плавают обширные ледяные поля, которые представляют смертельную угрозу как для лодки, так и для самого путешественника.

 

peterbird_31
Подготовка лодки к штурму

Питер приступает к подготовке лодки к новому переходу. На это и на ожидание момента, когда акватория полностью очистится ото льда, ушло больше месяца. Важно было также запастись пресной водой, которая не испортилась хотя бы в течение первых трех месяцев путешествия. И здесь большую помощь Питер получил от Владивостокской компании «Скит», которая доставила ему 250 литров чистой, минеральной воды из подземных источников.

 

peterbird_32
Monastyrskaya, mineralnaya!

Во второй половине марта, когда все было готово к старту, над акваторией залива Петра Великого преобладала неустойчивая погода с меняющимися ветрами, и оправдываемость метеорологических прогнозов значительно снизилась. Кроме того, при своей близости Восточного порта к выходу в открытое море, в его расположении имелись некоторые недостатки для старта. Первоначально для выхода с акватории порта Питеру необходимо было двигаться около двух-трех миль в северо-западном направлении. Таким образом долгожданные для него северный и северо-западный ветры с первых минут после старта, задувая во встречном направлении, становились его противниками, не позволявшими нагруженной лодке англичанина даже выйти из порта. Питеру предлагался вариант буксировки одним из портовых катеров на открытую часть залива Находка, где эти ветры становились попутными для него и только ускоряли бы его выход в открытое море. Но Питер Берд не был бы самим собой, если бы решил начать свое путешествие с такого даже маленького компромисса. Нет! Его решение было однозначным, и было бесполезным продолжать какие-либо разговоры на эту тему.

 

peterbird_33
Мог послушать, но делал так, как считал нужным!

Исходя из сложившихся условий и не слишком доверяя прогнозам погоды, было решено планировать старт на утро каждого дня. Обычно в утренние часы ветер был довольно слабым и усиливался лишь ближе к полудню, что позволяло за несколько часов преодолеть этот трудный участок и выйти за пределы акватории залива. Вся эта операция осложнялась тем, что каждый раз приходилось лодку cпускать на воду, а потом поднимать! И тут выручали друзья-морские офицеры, Павел Иващенко и Andrey Hansa.

 

peterbird_34
Из-за возможности прихода льда лодку приходилось каждый раз поднимать из воды

Несколько раз Питер переносил свой старт на следующий день, неудовлетворенный погодой и прогнозами. Он всегда слушал советы окружающих, но всегда принимал решение самостоятельно, внимательно анализируя синоптические карты, тексты прогнозов российских и американских синоптиков, а также погоду, которую передавали с ближайшей метеостанции. А март уже подходил к концу, и Питер начал заметно нервничать, так как не хотел снова оказаться в ситуации, подобной прошлогодней.

 

peterbird_35
Вечером, после очередного переноса старта

И вот, наконец, 25 марта синоптики дали на ближайшие пять дней, начиная с 27 марта, благоприятный прогноз погоды с преобладанием ветров северных румбов. Питер планирует свой старт на 27 марта.

 

peterbird_36
«Сектор-2» на предстартовой позиции

Вечером 26 марта он пишет письма своим родным: матери, жене и брату, который занимался его делами, и старается лечь не очень поздно, но все равно ему это не удается сделать раньше полуночи. На следующее утро, 27 марта, Питер заходит в офис порта, где оставляет все бумаги и документы для пересылки в Англию, звонит матери и жене, пьет чашку кофе, фотографируется со служащими управления порта и выходит на пирс в назначенное для оформления отхода время.

 

peterbird_37
Письма родным…

11:00 таможенники и пограничники совершают все необходимые формальные процедуры, и в 11 часов 20 минут местного времени английский путешественник отталкивается от бетонного пирса № 9 Восточного порта.

peterbird_38
Письма родным…
peterbird_39
Все! Это уже СТАРТ!

В течение двух часов его сопровождал лоцманский катер порта. Вначале погода стояла прекрасная, над водой дул очень слабый северный ветер, ярко светило солнце. Было довольно тепло. Питер без особых проблем вышел из акватории порта и начал двигаться к мысу Поворотный  восточной точке залива Находка и залива Петра Великого. За этим мысом, двигаясь в восточном направлении, Питер сразу должен был оказаться в открытом Японском море.

 

peterbird_40
На скалах и берегах еще лежит лед, а на сопках кое-где — снег!

Но к полудню ветер усилился и поменял направление на южное. Питер пытался продолжать грести против встречного для него ветра, но поднявшаяся волна еще более затруднила его продвижение. Тогда он принял решение встать на якорь в бухте Козьмино  в том же месте, где он останавливался в прошлом году для ожидания более благоприятной погоды.

 

peterbird_41
В открытой части залива Находка

События следующего дня едва не стали для Питера роковыми. На акватории бухты Козьмино располагалось марикультурное хозяйство, в котором работали граждане КНДР. И 28 марта при очередном утреннем осмотре снастей трое северо-корейских рабочих, завидя невдалеке «Сектор-2», решили на своей лодке подплыть из любопытства поближе и заодно разжиться сигаретами. Некурящий Питер, и так не любивший чрезмерного интереса к своей персоне, особенно испугавшись за «Сектор-2», отогнал их от своей лодки. На этом можно было бы считать этот инцидент исчерпанным, если бы не одно обстоятельство. На этот раз данное событие не прошло незамеченным мимо зоркого ока наших доблестных пограничников. О чем они и поспешили доложить своему начальству, демонстрируя свою неусыпную бдительность, а начальство также решило проявить прыткость и не замедлило тут же доложить об этом уже своему начальству, и так выше и выше. Информация об этом международном инциденте, произошедшем в дальневосточных территориальных водах России, дошла чуть ли не до самой Москвы. Из штаба погранвойск Дальневосточного округа был получен приказ о возвращении лодки «Сектор-2» с английским путешественником Питером Бердом на борту обратно в порт для переоформления выхода в загранплавание. Приказ был окончательным и бесповоротным.

 

peterbird_42
Ходатайство Приморской краевой федерации парусного спорта

Самое комичное в ситуации было то, что для его осуществления у пограничников той самой доблестной заставы, которые и сообщили об этом «инциденте», не было никаких средств для его исполнения: на заставе не было ни одного плавсредства. А Питер в это самое время благополучно сидел в своей лодке и ждал «у моря погоды». Он без проблем общался со своим русским, обеспечивающим в открытом радиоэфире, обсуждал с ним свои проблемы, слушал новости от синоптиков. А проблемы у него были. Когда к вечеру 28 марта Питер получил наконец обнадеживающую новость об устойчивых северных ветрах и был готов снова выйти в море, он не сумел поднять якорь. По всей видимости, тот запутался среди всякого хлама, лежавшего на дне бухты. Узнав о том, что пограничники желают снова видеть его, Питер был просто вне себя, он абсолютно не мог понять необходимости возвращения в порт. Он боялся потерять один из редких шансов наконец выйти в море и, может быть, возможность дальнейшего возобновления самого путешествия. Поэтому он решил в ближайшую ночь, с 28 на 29 марта, обрезать якорный конец, оставив якорь на дне, и выйти в море. К счастью, жертвовать якорем не пришлось: при очередной из попыток поднять его Питеру удалось оторвать его от дна и перейти на другое место стоянки. К вечеру 28 марта задул попутный северный ветер, и ночью Питер сумел благополучно выйти в Японское море. К утру следующего дня он уже был за пределами территориальных вод России, не связанный никакими запретами и законами во многом оставшейся непонятной ему страны. Он был свободен и беспрепятственно плыл к своей мечте, мечте остаться один на один с ОКЕАНОМ, самым ВЕЛИКИМ, самым непреодолимым и поэтому самым зовущим и будоражащим. Питер Берд бросил вызов этому ВЕЛИКОМУ ОКЕАНУ! И даже будучи в самых безнадежных ситуациях, он никогда не останавливался и не отступал перед ним!

 

peterbird_43
Peter Bird, Trans-Pacific Solo Row
Поделись с друзьями

Комментарии:

Добавить комментарий