Материал к походу Морская болезнь Полезное и занимательное

Что надо знать об укачивании тем, кто едет на яхту впервые

Олег РадулНесколько раз я начинал набирать текст о самой большой страшилке для новичков в море — морской болезни. Но довести работу до конца как-то не случалось. На днях же перед моими глазами появился рассказ Олега Радула, в котором он систематично, но весьма нескучно говорит о кинетозе, именно так по-научному называется  морская болезнь, и дает ценные практические советы о его преодолении. С любезного разрешения автора, транслирую текст Олега у себя.

Ваш Борис Тополянский

 

1. Укачивает всех.

Если задаться целью, то любому физически здоровому человеку можно создать такие условия, в которых его гарантированно укачает. Поэтому я не люблю называть процесс укачивания морской болезнью: в большинстве случаев это ни разу не заболевание, а ровно наоборот — нормальная реакция на качку здорового организма.

 

charles rusner

 

2. Укачивает тогда, когда видишь одно, а чувствуешь — другое.

Спустившись в каюту во время движения по волнам, мы видим неподвижные стены и мебель, но наш вестибулярный аппарат продолжает ощущать качку. Именно это несоответствие и запускает механизм укачивания во время морских переходов. Бывает и наоборот, когда тело человека покоится, а глаза видят что-нибудь динамичное. Например, трехмерный фильм или компьютерную игру в очках виртуальной реальности. Результат тот же. Похожие вещи происходят во время серьезного алкогольного или наркотического опьянения, когда картинка не соответствует ощущениями. Есть гипотеза (M Treisman. Motion sickness: an evolutionary hypothesis), что поскольку морские путешествия были редкостью для наших предков, а вот случайно съеденный яд — наоборот, вполне распространенным явлением, то наш организм научился реагировать на подобные разногласия систем вполне объяснимым образом: как на банальное отравление какими-нибудь нейротоксичными грибочками, в которых мы почему-то не ощутили яда на вкус (бывает), но почувствовали эффект от него (галлюцинации). Отсюда и рвота, и слабость — защитные механизмы при отравлении, только без самого отравления.

3. Пары дней качки обычно достаточно, чтобы организм адаптировался.

Прикачивание (привыкание к качке) происходит неожиданно. Обычно к концу второго дня. С этого момента можно чувствовать себя на судне как дома и получать удовольствие от круиза. Конечно же, есть индивидуальные особенности, кому-то нужно больше времени на прикачивание, кому-то, бывает, чуть меньше, но так чтобы человек вообще не мог адаптироваться, это уже совсем редкие, единичные случаи.

4. Если правильно себя вести, то даже в первые дни можно избежать дискомфорта.

То есть не обязательно убиваться, чтобы прикачаться. Скорее, наоборот. Процесс прикачивания похож на хождение по грани: если качки не будет совсем, то привыкания не произойдет. Если качки будет слишком много, а мер предосторожности при этом не принимать, то можно довести себя до крайне тяжелого состояния: рвота, головные боли, полное обессиливание. Я обратил внимание, что, как ни странно, в этом тяжелом состоянии адаптация происходит гораздо медленнее, чем у тех, кто оказался в таких же условиях, но сумел продержаться, не доводя себя до жести. Получается, что варианта прикачаться два: либо легкий и короткий, либо мучительный и длинный. Я всем желаю первого. И чтобы в этом помочь, хочу научить двум важным вещам:

1) Распознавать ранние симптомы ухудшения собственного состояния.

2) Принимать правильные меры, чтобы не стало еще хуже. Об этом и текст ниже.

И важно понимать, что избежать укачивания относительно легко, но выйти из этого состояния, особенно в тяжелой форме, гораздо сложнее. То есть, лучше научиться избегать.

5. От чего становится хуже:

  • От первопричины укачивания — любых ситуаций, когда в поле нашего зрения попадает много предметов, связанных с движущейся яхтой:
    • От нахождения внутри лодки. Очевидно, но тем не менее. Самый сильный фактор укачивания — закрытое помещение.
    • От чтения, использования компьютера, смартфона.
    • От любой кропотливой работы.
    • Ночью от любых источников света в кокпите. Когда детали яхты подсвечены лампой, взгляд цепляется именно за них, а за пределами яхты глаз вообще перестает что-либо видеть — сплошная черная бездна кругом.
  • От факторов, которые обычно сопутствуют отравлениям:
    • Недостаток свежего воздуха.
    • Резкие запахи (еды, сигарет, солярки, носков и т.п.).
    • Алкогольное опьянение.
  • От некоторых медикаментов, в частности, от большинства антибиотиков и анальгетиков, от гормональных препаратов (Stefanie K. Erskine. Motion Sickness).
  • От страха. У меня давно есть подозрения, что сильнее укачивает тех, кто боится моря. Недавно увидел страх в числе факторов риска тут и тут, хотя хороших исследований, к сожалению, так пока и не нашел.
  • От голода. Многие так верят в то, что их вырвет, что решают на всякий случай ничего не есть перед выходом в море. Но это не лучшее решение, так как голод только усиливает укачивание. Так что немножко перекусить все-таки стоит. Но не тяжелой пищи и не объедаться.
  • При беременности. Тут ничего не изменишь, это надо просто иметь в виду.

6. От чего становится лучше:

  • Устранить или снизить качку:
    • Сойти на берег (самый действенный метод, помогает мгновенно).
    • Поднять паруса. Это уменьшит влияние боковой качки. Дело в том, что длина яхты обычно в три раза больше, чем ширина. Соответственно, волна одного размера будет раскачивать яхту из стороны в сторону в три раза сильнее, чем взад-вперед. Но как раз от этого “бокового” вида качки неплохо спасают поднятые паруса, которые тормозят раскачивание. И даже в штиль, либо при встречном ветре, когда яхта идет без парусов и подвергается боковой качке, имеет смысл хотя бы грот поднять, чтобы успокоить судно.
  • Устранить конфликт зрения и вестибулярного аппарата:
    • Смотреть вдаль на горизонт, на облака, звезды, берег, другие суда.
    • Закрыть глаза, либо вообще лечь спать. Если выбирать между тем, чтобы закрыть глаза или смотреть на горизонт, то, как это ни странно, лучше смотреть на горизонт (Motion Sickness: Its Pathophysiology and Treatment). Однако, если сил совсем уже мало и хочется в каюту, то лучше уж лежать с закрытыми глазами, чем открывать их внутри яхты.
    • Убрать спрейхуд и бимини. Они закрывают собой часть видимого пространства, привязывая взгляды к яхте, а не к окружающему миру. Чем меньше помех будет открытому пространству — тем лучше. А еще это даст больше свежего воздуха.
    • Встать за штурвал. К сожалению, мы не хозяева собственному зрению и не можем несколько часов подряд смотреть только туда, куда нас разум попросил смотреть (то есть, на горизонт). Реально, уже через пять минут мы начинаем разглядывать свой маникюр, приборы, соседа напротив и т.п. Но есть один способ заставить себя не отвлекаться — отключить автопилот и взять управление на себя. Рулевому приходится постоянно смотреть вперед, чтобы удержать курс, и он не может случайно залипнуть на собственные ботинки. Даже приборы ему приходится окидывать одним коротким взглядом и тут же возвращаться к взору вдаль. Поэтому водителя обычно укачивает последним — что на яхте, что в машине.
    • В качестве лекарства и фана одновременно помогает, кстати, пересесть в динги, когда та буксируется за яхтой.
    • Станет лучше, если окунуться в воду, а лучше даже немного поплавать.
    • При сильной боковой качке помогает стоять на носу, держась за свернутый парус. Так в поле зрения вообще не попадают детали яхты.
  • Доказанную эффективность, а именно снижение вероятности укачивания в пять раз (Alan J Benson, M.D. Medication for Motion Sickness) имеют антигистаминные и антихолинергические средства, такие как, например, дименгидринат (Драмина) и скополамин соответственно. Они действительно отлично помогают, но не стоит переоценивать эффект — от собственного поведения на борту зависит гораздо больше, чем от приема этих препаратов. В частности, если сравнить чтение внутри каюты с нахождением на свежем воздухе у штурвала, то в первом случае Драмина не поможет, а во втором может даже и не понадобиться. Это не значит, что не надо принимать препараты. Надо. В первый день вообще лучше все известные меры предпринять, тем более что одно другому не мешает. Просто прием таблеток не избавит от необходимости вести себя аккуратно. Еще надо иметь в виду, что от Драмины клонит в сон. Скополамин имеет похожий эффект, но не такой сильный. В общем, тем кто на вахте, увлекаться таблетками не стоит. Зато если кто-то почувствовал первые признаки укачивания, то можно скормить ему ударную дозу (две таблетки Драмины) и отправить спать.
  • Тем, кто поселился в носовой каюте, стоит временно переехать в кормовую, или просто лечь на любое свободное место в салоне или на корме (в носовой качает сильнее всего, вплоть до состояния невесомости).
  • Находясь в каюте, стоит открыть окна, проветрить воздух. Но помним, что нельзя открывать глаза! В крайнем случае, их можно открыть, но буквально на одну секунду.

7. Эффект плацебо.

Так как причина укачивания чисто психологическая, против него отлично работает плацебо. Если человек искренне верит, что некий народный рецепт ему поможет, то чудо, как правило, происходит — ему легче. Поэтому первые пару дней на борту я стараюсь не разочаровывать убежденных любителей гомеопатии и травок, лишь бы те соблюдали описанные выше правила и не отказывались от Драмины. Но если вы — скептик, то вам лучше вообще не надеяться на такие средства как:

Эффект от их использования не превышает эффекта от плацебо. Так что лучше надеть шапочку из фольги. Результат такой же, зато настроение команде поднимет.

8. Как распознать ухудшение состояния.

Укачивание может начать проявляться по-разному, но если не принять никаких мер, оно всегда приводит к одному и тому же состоянию: тошнота, рвота, тотальное обессиливание. Важно научиться распознавать его на ранних стадиях и моментально принимать меры, ведь между состоянием “легкое головокружение” и “буээээ” разница бывает лишь в несколько минут неправильного поведения. Вовремя заметил и принял меры — отпускает быстро и безболезненно. Довел себя до состояния мычащей амебы — отпускать будет долго и мучительно. Поэтому, находясь на борту, очень важно внимательно прислушиваться к собственному телу: любые непривычные ощущения, могут быть первыми признаками укачивания. То есть указывать на тот самый момент, когда надо срочно принимать меры — немедленно прекратить делать “то, от чего становится хуже”, а вместо этого начать делать “то, от чего становится лучше” (см. выше). Вот некоторые конкретные признаки, каждый из которых в отдельности может говорить об укачивании (а несколько одновременно — тем более):

  • Внезапная усталость, апатия.
  • Бледность.
  • Отсутствие аппетита.
  • Озноб или даже холодный пот.
  • Сонливость.
  • Непорядок с животом: брожение, вздутие, газы, изжога, отрыжка.
  • Головокружение.
  • Головная боль.

Вообще говоря, любые странные ощущения — не только эти, а все, что кажется необычным — повод немедленно прекратить делать то, что делаешь в данный момент, и переключиться на что-нибудь более правильное. Иначе состояние будет ухудшаться и дальше, в результате чего внезапно и быстро может наступить стадия номер два — рвота и обессиливание. Вместо этого лучше выйти на свежий воздух, растолочь в стакане и выпить таблетку Драмины, взять штурвал в свои руки, ну и так далее по списку.

9. Простые правила, которые мы придумали на “Сюрпризе”.

Всем вновь прибывшим я озвучиваю следующие правила поведения на первый день в море:

  • Сегодня у нас дедовщина наоборот. Тот, кто находится на судне меньше других по времени, считается дедом. Ему не надо делать ничего самому, за него будут стараться другие, кто больше дней провел в плавании. Принести из каюты куртку, очки, согреть чаю, помыть посуду и т. п. — все это должны делать более прикачанные товарищи, в то время как свежее пополнение команды сидит полным составом наверху, а вниз вообще не суется. И пусть не стесняются командовать “дай-подай-принеси-унеси-покорми”, ведь в любом случае за ними лучше вымыть тарелку, чем палубу.
  • Ходить в туалет надо с закрытыми глазами. В прямом смысле. То есть на ощупь. Нет, можно, конечно, открыть их на одно мгновение, просто чтобы сориентироваться в пространстве, но тут же закрыть обратно.
  • За час до выхода все принимают по одной таблетке Драмины. Если кто-то в процессе перехода сомневается в своем состоянии, ему необходимо еще одну добавить. А если кого начинает прям укачивать, то он получает еще одну-две таблетки в растолченном виде и отправляется спать в любую свободную кормовую каюту.

Эти правила, повторюсь, действуют только в первый день. Дальше каждый сам для себя принимает решения, исходя из своего состояния и опыта первого дня.

И вот еще одно правило для тех, кого вот-вот вырвет: Не надо стараться добежать до унитаза. Раз уж так сильно укачало на палубе, то в крошечном помещении гарантированно станет еще хуже. Бывает ли хуже? Бывает. Это когда нет сил даже подняться и сделать два шага обратно на палубу. Был случай, когда один из нас просидел в гальюне целые сутки, не в силах оттуда выбраться. Мы только стучались к нему: “Ты живой?”, оттуда: “Живой”. Хорошо, на яхте было два санузла. В общем, палубу всегда можно ополоснуть ведром воды, поэтому не стоит бояться ее испачкать. Сложнее вызволить пациента из туалета и уж тем более выловить из моря тех, кто решил поблевать за борт, свесившись через леер. В качку это реально опасно. Особенно тем, кто на яхте впервые. При том, что у них может быть не только тошнота, но еще и головокружение вкупе со слабостью. В общем, наш выбор такой: если рядом есть ведро, то лучше в ведро. Если его нет поблизости — не вопрос, можно прямо на палубу или в проходы, которые идут вдоль бортов, но главное — не покидая кокпита.

10. Признаки того, что организм наконец-то прикачался:

  • Появляется бодрость, возвращаются силы, активность.
  • Просыпается зверский аппетит.
  • Начинает качать на суше, особенно если закрыть глаза.

11. После нескольких месяцев, проведенных на суше, приходится прикачиваться заново.

Но это будет проще, чем в первый раз. С одной стороны, организм все-таки помнит свой прошлый опыт, а с другой — появляется умение прислушиваться к себе и вовремя принимать правильные меры.

И в качестве p.s.:

Детей до 2 лет не укачивает вообще. Дети 3-12 лет, наоборот, хуже всего переносят качку из всех возрастных групп. В естественных условиях женщин укачивает сильнее, тогда как в лабораторных условиях их результаты ничем не отличаются от мужских. Видимо, будь то яхта или машина, понимание физики процесса дает мужикам какое-то преимущество. А может дело в гормонах (есть данные, что они тоже влияют).

 

Поделись с друзьями

Комментарии:

Добавить комментарий