Про День О́хи, ежегодно отмечаемый в Греции 28 октября, знают многие, но не все. Поэтому маленькая историческая справка.
28 октября 1940 года, в 4 часа утра, Греции, в лице ее премьера Иоанниса Метаксаса, был предъявлен ультиматум. Вы же знаете, ультиматум — это такая штука, когда к тебе приходят и говорят: «У нас предложение, от которого невозможно отказаться». Или возможно, но с очень неприятными последствиями. Ультиматум предъявила фашиствующая на тот момент Италия, потребовавшая разрешения на ввод своих войск на территорию Греции с безоговорочной передачей ей всех основных стратегических объектов. Отказ от этого предложения подразумевал войну.
По преданию, а в Греции все истории тут же приобретают статус предания или легенды, Метаксас ответил на ультиматум очень коротко: «όχι», — что переводится как «нет». Некоторые утверждают, что фраза была несколько иной и произнесена не на греческом, а на французском и звучала как «Alors, c’est la guerre» («Итак, это война»). Но грекам, в тот же день вышедшим на улицы, было гораздо легче скандировать понятное и короткое «Охи», чем французскую фразу, тем более — а нам с вами это доподлинно известно — смысл отказа со словом из трех букв порой более доходчив.
В шесть утра того же дня итальянские войска, расположенные на границе Албании и Греции, начали военные действия.
Так 28 октября присоединилось к другим славным датам греческой истории. Уже через два года после происшествия, знаменующего начало войны и последующих многолетних испытаний и потерь, День Охи стал отмечаться как праздник и получил затем статус государственного.
Так случалось, что во время наших октябрьских путешествий по Ионическому морю и его островам мы каждый раз отмечали День Охи вместе с местными жителями. Став экспертами в этой области, мы можем кое-что поведать о праздновании и вам.
Ранним утром 28 октября в городках внешне не происходит ничего нового. Точно так же, как и всегда, открываются кофейни, в них появляются старички, пришедшие за новостями и чашечкой своего напитка. С порога разных лавочек тетеньки сметают нанесенные за ночь сухие листья, поливают цветы. Рыбак, недавно вернувшийся из моря, продает из ящика сомнительной чистоты какую-то рыбную мелочевку. В общем, все живет своей размеренной жизнью. Постепенно что-то начинает меняться. Сначала вы замечаете священника, идущего в храм. Потом с разных сторон появляются молодые люди в мундирах с зачехленными музыкальными инструментами в руках. Они направляются в какую-то одну точку, превращаясь в ней в оркестр. И вот уже сверкает медь, раздаются первые отрывистые звуки барабанной дроби.
Постепенно у храма собираются взрослые и школьники в парадной одежде, некоторые из них с национальными флагами и знаменами. Их становится все больше и больше. Вокруг группок с младшими детьми суетятся родители, более старшие юноши и девушки обходятся беседой друг с другом. Появляются официальные лица. Гражданских разбавляет пара военных и полицейских.
Возникший распорядитель выстраивает пришедших в должном порядке. Открываются двери храма, и все заходят внутрь. Начинается служба. Длится она непривычно недолго — минут 15-20 — и вот уже все на улице. Следующий акт: возложение венков и цветов к монументу погибшим. Такой обязательно есть в каждом местечке. Играет оркестр, произносятся речи. Гимн Греции — гимн свободе — звучит несколько раз.
В конце церемонии проходит торжественный марш школьников. Они шагают классами, начиная с тех, что поменьше, и заканчивая старшеклассниками. Идут с развернутыми флагами под музыку оркестра, а завершает все торжественный марш самого оркестра.
Официальная часть окончена. Кто-то после этого уезжает домой, кто-то идет в кафе. А с нами тут и там начинают здороваться. Возможно, в благодарность, что мы были в тот праздник вместе с ними. А может, еще и потому, что мы их фотографировали. Здесь еще принято за это благодарить.
С некоторыми вариациями примерно так проходит День Охи на всех островах Ионического моря. Это очень теплый праздник, и, хотя в нем и присутствует — а куда без нее? — официальная часть, остается ощущение домашности и искренности. К тому же, задумайтесь: греки празднуют не тот день, когда к ним вернулся мир, а тот, когда они все вместе сумели сказать «нет!».
И, да, добро пожаловать на борт в наших путешествиях!
Ваш Борис Тополянский
P.S. Немного снимков Дня Охи с Итаки, легендарной родины Одиссея. 36 кадров — всего одна пленочка!
Комментарии: