Кифнос (Термия)
(а) Сообщение
Дороги. На острове нет дорог, две островные деревни — Термия и Силлака — соединены между собой и портами проселком. Транспортным средством служат вьючные мулы и ослы.
Телеграф. Между двумя деревнями существует телеграфное сообщение.
Порты. Порт Ирен на восточном побережье используется чаще, но он небезопасен для больших судов. За исключением канатной дороги, используемой для погрузки железной руды, грузоподъемных устройств здесь нет. В этой гавани находятся купальни с горячей водой, благодаря которым появилось альтернативное название острова — Термия. Однако в большинстве своем они неисправны. Считается, что вода целебна при ревматизме и кожных заболеваниях.
Каботажные пароходы заходят в Порт Ирен трижды в неделю.
Порт Св. Стефанос на восточном берегу острова находится к юго-западу от мыса Св. Иоанна. Гавань обращена на юг; здесь хорошие якорные стоянки на глубинах 5-20 морских саженей. Когда находящиеся по соседству месторождения функционируют, порт используется для погрузки железной руды. Известно, что выработки и порт соединяет узкоколейная железная дорога.
Кабель. Кифнос соединяется кабелем с Серифосом и через Кею — с материком.
(б) Промышленность
Основной продукцией Кифноса являются кукуруза, ячмень, вино, сыр, воск и мед. Также разводят некоторое количество свиней, коз и овец. Здешние мулы, признанные великолепными, идут на экспорт. Единственное значимое производство на острове — добыча железной руды в двух месторождениях вблизи порта Св. Стефаноса и в третьем — у порта Ирен. По видимости, выработки с недавнего времени не функционируют.
Миконос (включая Малый и Большой Делос)
(а) Сообщение
Дороги. Дороги круты и непроходимы для любых видов повозок и служат лишь для связи между маленькими фермерскими хозяйствами и Ано Мерия.
На острове не встречается ни телег, ни каких-либо иных транспортных средств. В качестве них используются 50 мулов и порядка 200 ослов.
Порты. Порт Миконос (Каменаки) на западной стороне острова защищен волнорезом длиной 200 ярдов и шириной 4 ярда. Он сооружен из гранита и служит также причалом для парусных судов. Глубина вдоль него достигает 12 футов максимум из-за беспорядочного расположения блоков. Пароходы встают на якорь в центре гавани. Недалеко от волнореза есть небольшой причал для весельных лодок и рыбацких судов. Порт представляет собой торговый узел некоторой значимости.
На острове нет ни погрузочных кранов, ни иных устройств для совершения грузовых операций.
Помимо Миконоса, есть еще три места для высадки: бухта Орно, где в плохую погоду встают на якорь парусники, порт Мерия, где порой якорятся рыбацкие и парусные суда, и маленькая бухта Торлу (13 морских саженей), где в неблагоприятную погоду могут встать пароходы.
Есть регулярные рейсы каботажных пароходов.
Телеграф и телефон. Телеграфный кабель соединяет Миконос с Сиросом (через Тенос), а телефонное сообщение — с Большим и Малым Делосом.
(б) Промышленность
Сельское хозяйство. Миконос по большей части имеет скалистый рельеф, и его холмы усеяны гранитными валунами. Однако здесь и там на острове встречаются участки возделанной земли. Главными продуктами являются ячмень, бобы, сено, ягнятина и баранина, домашняя птица, яйцо и картофель. Для помола ячменя, большая часть которого отправляется на разные острова, действует около 25 ветряных мельниц.
Примерный годовой объем продукции на Миконосе и Делосе следующий:
Ячмень 20 000 бушелей
Бобы 30 000 окка [окка или око — османская мера веса, равная 1,2828 кг — прим. пер.]
Картофель 5 000 окка
Лук 8 000 окка
Полезные ископаемые. На острове есть свинцово-серебряные и марганцевые месторождения. Одно время свинцово-серебряные месторождения вблизи Ано Мерия разрабатывались французской компанией и ежегодно давали на выходе около 30000 – 40000 тон руды с высоким содержанием серебра. Через несколько лет эксплуатации качество руды ухудшилось, и предприятие в конечном итоге было упразднено. Марганцевая руда содержит большое количество кремния и экспортируется главным образом в Великобританию и Бельгию.
Морское дело. Около 50% мужского населения — моряки. Острову принадлежат около 30 парусных судов водоизмещением от 10 до 60 тонн. Важной отраслью является рыболовство.
Сира (Сирос)
(а) Сообщение
Дороги. На Сире три дороги. Одна из них соединяет гавань Эрмуполиса и город Сира с Делла Грацией и имеет на всем протяжении различные ответвления к курортам. Другая идет на север вдоль восточного побережья, а третья — на запад, к Епископи (3,5 км). С экономической точки зрения дороги не представляют особой ценности.
Железнодорожного сообщения на острове нет, реки также не имеют коммерческой ценности.
Телеграф. Телеграф соединяет Эрмуполис, Сиру, Св. Георгиус и Посейдонию.
Порты. Порт Сиры, называемый также Эрмуполис, находится на восточной стороне острова в основании маленькой бухты. С севера она защищена небольшим полуостровом, вытянутым в южном направлении и имеющим мол длиной 430 ярдов. Глубина на входе достигает 14-19 морских саженей, а вдоль мола колеблется между 5 и 14 морскими саженями. Пароходы с 20-футовой осадкой могут вставать при входе в бухту, более крупные суда — значительно мористее. Низкая набережная с многочисленными складами тянется вокруг бухты, и максимальная глубина вдоль нее составляет 5,5 футов. Также есть несколько деревянных пирсов, но грузы разгружаются с помощью лихтеров. Плавсредства в гавани включают один буксир и порядка 60 лихтеров от 10 до 160 тонн. На набережной находятся один паровой кран и пять кранов с ручным приводом. Предприятие «Кузницы и верфи Сиры» (Compagnie des forges et chantiers de Syra) оборудовано современными механизмами, находящимися под надзором оценщика Lloyd и также располагает двумя стапелями с гидравлическими системами, один из которых способен поднять судно до 2500 тонн, в то время как второй предназначен для небольших судов до 600 тонн. Во время войны верфь много делала для сторожевых судов и сейчас хорошо оснащена. Город выстроен в современном стиле, имеет несколько мощеных улиц, симпатичную площадь, два госпиталя и электрическое освещение.
Все значимые европейские страны имеют в городе свои консульские представительства; здесь также есть агент компании Lloyd.
Грузоперевозки. В приложении приведена примерная статистика, демонстрирующая долю некоторых значимых европейских стран в общем объеме грузоперевозок в порту Сиры в период с 1912 по 1914 гг. В 1912 году здесь насчитывалось 1967 судов общим водоизмещением 1 069 207 тонн; в 1913 году — 1673 судна общим водоизмещением 860 992 тонн; в 1914 году — 1932 судна общим водоизмещением 821 746 тонн. Сюда включено большое количество греческих пароходов и маленьких греческих и турецких[1] парусников.
1912 | 1913 | 1914 | ||||
Страна | Кол-во судов | Тоннаж | Кол-во судов | Тоннаж | Кол-во судов | Тоннаж |
Британия | 92 | 163 236 | 64 | 111 184 | 60 | 110 871 |
Австро-Венгрия | 83 | 146 249 | 77 | 133 874 | 32 | 61 208 |
Франция | 36 | 71 925 | 4 | 7 693 | 1 | 1 447 |
Италия[2] | 37 | 10 644 | 57 | 22 774 | 142 | 18 548 |
Германия | 25 | 40 791 | 11 | 21 551 | 17 | 29 843 |
Нидерланды | 1 | 1 456 | 2 | 1 731 | 2 | 3 010 |
Основанный в 1821 году беженцами с Хиоса, город Сира (Эрмуполис) в течение 19 века был самым важным портом в восточном Средиземноморье и служил рынком для большей части торговых операций не только Эгейских островов, но собственно Греции и восточного Средиземноморья. Однако в последние годы роль порта Пирея возросла настолько существенно, что он сместил Сиру, и торговая деятельность здесь демонстрирует неуклонное сокращение. Тем не менее, сюда еще регулярно заходит значительное количество судов, вовлеченных в торговлю в восточном Средиземноморье. Наиболее значимые судоходные линии:
Суда Cunard Line из Ливерпуля в Патры, на Корфу и в восточное Средиземноморье — ежемесячно.
Суда Moss Line из Ливерпуля через Гибралтар, Мальту и Сиру в Черное море — ежемесячно.
Суда Ellerman Line из Ливерпуля в Сиру, Смирну и Константинополь — каждые две недели.
Суда Messageries Maritimes из Марселя в Патры, Сиру, Салоники и Черное море — каждые две недели.
Суда Deutsche Levante Linie из Гамбурга и Роттердама на Мальту, в Сиру и сирийские порты — ежемесячно.
Суда Austrian Lloyd Steam Navigation Company из Триеста через Корфу, Патры и Сиру в Черное море — каждые две недели.
Кроме того, множество пароходов из Смирны и Константинополя, задействованных в островной торговле, приходят в Эрмуполис для перегрузки и чтобы взять на борт товары, привезенные из более отдаленных портов и предназначенные для сбыта на Эгейских островах. Для этой же цели используются многие местные суда. Греческие пароходы курсируют в Пирей и на другие Кикладские острова. Дважды в неделю сюда приходят пароходы судоходной линии из Смирны (принадлежащие Греции и в довоенное время ходившие под американским флагом).
Кабель и радиосвязь. Кабели Восточной Телеграфной Компании проложены между Смирной и следующими пунктами: Египет, Мальта, Пирей (3 кабеля), Крит, Кифнос, Хиос (2), Парос, Тенос. Также есть радиостанция (установленная греческим правительством в 1913 году) рядом с портом Эрмуполиса, которая обеспечивает связь с Салониками, Тенедосом и Лемносом.
(б) Промышленность
Сельское хозяйство. Коммерческая важность отрасли возрастает. На Сире возделывается большое количество овощных культур, особенно томаты и баклажаны, преимущественно в отдаленных от города местах, на засушливой восточной стороне острова. Овощи с Сиры продаются на рынке Афин и далее транспортируются до Марселя, Константинополя и Египта. Здесь также выращивается некоторое количество продукции первой необходимости; обработка почвы главным образом находится в руках женщин; островное производство дополняется импортом мяса, кукурузы и пр. с других островов и из Черного моря. Применяемые аграрные методы до настоящего времени остаются довольно примитивными, но быстро совершенствуются. Сельскому хозяйству существенно препятствует крайний недостаток воды, что вообще является типичной чертой Киклад, и на многих островах заставляет местных жителей бережно и продуманно расходовать дождевую воду.
Мореплавание, судостроение и пр. Статистики, отражающей, какое количество населения вовлечено в морскую отрасль, нет. Однако, помимо многочисленных парусных судов, в порту зарегистрировано 49 пароходов общим водоизмещением 114 000 тонн; 22 из них — более 2 000 тонн. Свыше 1 000 000 фунтов стерлингов инвестировано в морское дело. Две судоходные линии имеют свой главный офис в Эрмуполисе: Греческое Общество Парового Судоходства (Societe Hellenique de Navigation a Vapeur) и Новое Греческое Пароходство (Nea Hellenike Atmoploia).
Судостроение ведется в небольших масштабах. Строятся исключительно деревянные парусники не более 300 регистровых тонн. В благоприятное время строят до 20 судов в год. Древесина импортируется преимущественно из Константинополя и Воло.
Судоремонтные работы, которые выполняет предприятие «Кузницы и верфи Сиры» (Compagnie des forges et chantiers de Syra), уже упоминались. На предприятии числится 100 работников.
Текстиль. На острове восемь основных хлопкопрядильных фабрик, на которых в общей сложности работает 3 000 человек, преимущественно женщины и девушки, и которые обрабатывают от 1200 до 1500 тонн сырья ежегодно. Кроме того, есть несколько небольших мастерских. Хлопок импортируется большей частью из Америки, хотя в последнее время успешно используется также греческий, турецкий и особенно кипрский хлопок. Изделия, довольно грубые и простые, продаются на Сире и в Королевстве Греция; ассортимент включает грубую суконную одежду, полотенца, набивные ткани и платки.
Кожевенное дело. До недавнего времени эта отрасль промышленности имела большое значение, однако, в последние годы оказалась под ударом из-за возросшей конкуренции со стороны Греции и Турции. На острове одиннадцать кожевенных мастерских (все в Эрмуполисе), ведущих стабильную деятельность. Шкуры импортируются из Америки; готовые изделия продаются на местном рынке и в Греции.
Порох. Фабрика, принадлежащая Греческому Обществу по производству пороха и химических продуктов (Societe Hellenique de Poudreries at Produits chimiques), оборудованная современными механизмами и получающая сырье из Генуи и Гамбурга, была основана в Азолимносе, в 6 милях от Сиры. Объемы продукции достигают одной тонны в сутки, однако, в течение уже некоторого времени производство простаивает.
Полезные ископаемые. На острове велись разработки пяти железорудных месторождений; два из них сданы в аренду австрийской компании. Однако возникали сложности с правом собственности, и лишь незначительное количество руды отправлялось на экспорт; средний объем в 1904-13 гг. составлял всего 3 000 тонны в год. В 1912-14 гг. разработка месторождений прекратилась, и рудники обветшали.
Другие отрасли промышленности включают мельницы, макаронную фабрику, завод абразивных материалов (наждак), канатную фабрику, несколько винокурен, завод по производству растительного масла, стекольную фабрику, а также производство мебели, табака и кондитерских изделий: турецкие сладости (лукум), изготавливаемые на Сире, известны по всему Эгейскому морю. Кроме того, на Сире ведется отбор и упаковка цитронов в рассоле (составляющих важную статью торговли); сами цитроны ввозятся в основном с Крита и Наксоса.
(в) Коммерческая деятельность
Из-за отсутствия достоверной статистики по коммерческой деятельности на Кикладах достаточно трудно оценить роль торговли. Никакая отчетность не дает детальной информации об объеме и ценности импорта и экспорта различных товаров, в связи с чем невозможно точно измерить степень расширения той или иной отрасли торговли. Ниже приведены таблицы с указанием общего объема экспортной и импортной торговли Сиры за период с 1911 по 1914 гг. и основных вовлеченных стран. Тем не менее, не следует считать, что приведенные данные отражают торговую ситуацию лишь на Сире, поскольку значительная часть импортируемых и экспортируемых товаров привозят и отправляют на остальные Кикладские и Эгейские острова. Гораздо более справедливо посмотреть на цифры как на общие данные по торговому обороту всех Киклад. Как видно из таблицы, Соединенное Королевство всегда имело и имеет до сих пор основную долю в импортной торговле (примерно 40% за период), а также значительную долю в экспортной торговле.
Среди импортируемых товаров числятся главным образом уголь, шкуры, зерно, хлопок, текстиль, химикаты, ткани, соленая рыба, железо, сахар и кофе. На экспорт за границу отправляются наксосский наждак, цитроны в рассоле, железная руда, табак, овощи и кондитерские изделия. В Грецию также идут большие поставки хлопчатобумажной пряжи и одежды, кожи, овощей и лукума (турецкие сладости). В части импорта Великобритания фактически имеет монополию на поставку угля; шкуры ввозят из Британии, Индии, США и Франции; текстиль — из Британии, Франции и Италии; зерно — из России и США; химикаты — из Британии, Германии и Австрии; ткани — из Бельгии, Австрии, Германии, Франции и Италии; железо и оборудование — из Британии, Бельгии, Германии и Австрии; сахар — из Австрии; кофе — из Франции. Из экспортных товаров Британия берет железную руду, наждак, цитроны в рассоле, вино, табак, губки, растительное масло и фрукты; США — наждак и цитроны в рассоле; прочие страны — преимущественно наждак и железную руду.
В Сире есть Торговая Палата.
Таблица ниже иллюстрирует торговые отношения Сиры с другими странами в 1911 г. (включая недавно полученные Королевством Греция земли):
Импорт | Драхмы |
Сельскохозяйственная продукция | 1 019 556 |
Товары животного происхождения (мясо, сыр, шкуры, яйцо) | 1 243 955 |
Химические продукты | 292 880 |
Древесное топливо и прочие лесозаготовки | 159 192 |
Рыбные продукты | 229 627 |
Мебель и изделия из дерева | 8 220 |
Стеклянные и глиняные изделия | 59 325 |
Изделия из конопли и соломы | 110 667 |
Кожа и кожевенные товары | 30 074 |
Животные | 14 470 |
Механизмы и пр. | 192 035 |
Необработанные полезные ископаемые (включая уголь) | 2 804 034 |
Музыкальные инструменты и научные приборы | 4 550 |
Масла и маслосодержащие продукты | 5 849 |
Бумага, книги и пр. | 57 049 |
Сахар и кондитерские изделия | 159 832 |
Пиломатериалы | 158 909 |
Ткани | 1 561 979 |
Красители растительного происхождения и дубильные вещества | 150 762 |
Вино, алкоголь и пр. | 3 468 |
Разное | 44 296 |
Итого | 8 310 729 |
Экспорт | Драхмы |
Сельскохозяйственная продукция | 1 032 306 |
Товары животного происхождения | 80 450 |
Химические продукты | 502 282 |
Кондитерские изделия (лукум) | 146 137 |
Наждак | 1 101 708 |
Железо | 3 778 200 |
Кожа и кожевенные товары | 7 864 |
Механизмы и пр. | 6 100 |
Мрамор | 18 632 |
Ткани | 52 510 |
Вино и алкоголь | 2 100 |
Разное | 3 000 |
Итого | 6 731 289 |
Ценность экспорта[3] с Сиры, 1911-1914 гг. с разбивкой по основным странам.
Страна назначения | 1911 | 1912 | 1913 | 1914 |
Фунты стерлингов | Фунты стерлингов | Фунты стерлингов | Фунты стерлингов | |
Великобритания | 11 411 | 8 061 | 7 403 | 8 003 |
Австро-Венгрия | 5 613 | 7 410 | 6 807 | 5 606 |
Болгария | 1 205 | 1 409 | – | 1 148 |
Египет | 3 029 | 3 406 | 4 809 | 3 529 |
Франция | 9 606 | 11 216 | 9 809 | 8 817 |
Германия | 5 813 | 4 831 | 5 010 | 3 217 |
Италия | 4 685 | 5 089 | 5 809 | 5 008 |
Мальта (для указаний) | 13 027 | 17 435 | 17 606 | 19 230 |
Россия | 169 | 1 429 | 514 | 1 209 |
Турция | 5 260 | 3 417 | – | 1 021 |
США | 9 605 | 10 206 | 9 806 | 10 006 |
Прочие страны | 10 118 | 3 731 | 7 303 | 897 |
Итого | 79 541 | 77 640 | 74 876 | 67 691 |
Ценность импорта[4] на Сиру, 1911-1914 гг. с разбивкой по основным странам.
Страна назначения | 1911 | 1912 | 1913 | 1914 |
Фунты стерлингов | Фунты стерлингов | Фунты стерлингов | Фунты стерлингов | |
Великобритания | 180 882 | 146 162 | 152 610 | 142 009 |
Австро-Венгрия | 27 009 | 29 805 | 29 689 | 29 609 |
Болгария | 4 726 | 6 005 | 1 230 | 4 410 |
Египет | 2 807 | 1 646 | 1 450 | 10 006 |
Франция | 34 807 | 31 402 | 33 086 | 34 006 |
Германия | 23 809 | 19 009 | 16 687 | 18 009 |
Италия | 8 407 | 11 207 | 12 629 | 13 604 |
Румыния | 128 | 170 | 86 | 494 |
Россия | 16 706 | 15 231 | 7 223 | 8 826 |
Турция | 25 112 | 8 205 | 1 409 | 4 806 |
США | 31 205 | 24 034 | 13 150 | 23 634 |
Прочие страны | 18 909 | 13 814 | 14 693 | 16 122 |
Итого | 374 507 | 306 690 | 283 942 | 305 535 |
(г) Финансы
Банковская сфера. Следующие крупные банки имеют свои отделения на Сире: Национальный банк Греции, Банк Афин, Ионический банк, Коммерческий банк Греции. Также на острове есть четыре небольших банка.
Зеа (Кеос)
(а) Сообщение
Дороги. Единственная дорога идет из Ливадии в Зеа, с ответвлением на Вулгарию. Дорога не подходит для колесного транспорта, поскольку на крутых подъемах сделана в виде низких широких ступеней. В прочих местах есть лишь тропы, большинство из которых могут преодолеть местные мулы и ослы. На острове 150 мулов, 280 ослов и 17 лошадей.
Порты. На Зее только один «всепогодный» порт — Св. Николас (Агиос Николаос), расположенный на северо-западной оконечности острова. Порт прекрасно защищен, просторен, дно везде хорошо держит якорь. Глубина в гавани колеблется от 12 до 19 морских саженей. Здесь отличная каменная набережная более 300 ярдов в длину; к ней могут швартоваться кормой большие шлюпы на отдалении, равном береговому трапу в длину доски. Грузовые лихтеры могут вставать лагом, самое близкое — на длину траповой доски.
В гавани также есть небольшой слип с тележкой, способной поднять лихтер. В южной части порта располагается таможня.
У угольной станции на Зее — частном предприятии, ныне преобразованном в общество с ограниченной ответственностью, — есть свой склад в порту. До начала войны компания процветала и развивалась; в ее ведении находилось около 20 лихтеров 40-80 тонн, два каменных склада без кровли для угля, дома для рабочих, химическая лаборатория, администрация и каменный пирс в хорошем состоянии, длиной около 84 футов и шириной 42 фута. Глубина в начале пирса достигает 1,5-2 морских саженей. Также есть два деревянных пирса, довольно хлипких, но пригодных к ремонту. Уголь грузится корзинами с лихтеров. Компании также принадлежат колодец с насосом и шлангом, ведущим к морю на легкий пирс на глубину 1 морской сажени.
Помимо маленьких греческих парусников, участвующих в торговле между островами и материком, в порт заходит множество кораблей из разных стран, в основном для пополнения угля для судовых котлов. В 1914 г., кроме 76 греческих судов, сюда за углем и маршрутными указаниями заходили 173 иностранных корабля. В обычное время действует регулярное пароходное сообщение между островом, Пиреем и Сирой — дважды в неделю.
На острове есть пять шлюпов 17-40 тонн.
В порту базируется субагент компании Lloyd.
Кабель. Зеа соединяется с материком кабелем, идущим от Эргастерии в Св. Николас. Также есть кабель на Кифнос.
Компания, владеющая угольным складом, управляет сигнальной станцией в гавани.
(б) Промышленность
Сельское хозяйство. Остров плодороден, лесист (преимущественно растет дуб крупночешуйчатый, иначе — средиземноморский) и имеет достаточно воды. Ежегодный объем производимой продукции следующий:
Валонеа (дубильный материал из чашечек желудей дуба) | Примерно 250 тонн |
Ячмень | 750 тонн |
Картофель | 12 тонн |
Лук | 12 тонн |
Миндаль | 36 тонн |
Мед | 7 тонн |
Вино | 5 300 галлонов |
Валонеа, ячмень и миндаль идут на экспорт. Ежегодно производится около 1 375 тонн древесного угля, часть его экспортируется.
Животноводство:
Поголовье | Ежегодный прирост | |
Овцы | 400 | 1 000 (ягнята) |
Козы | 200 | 500 (козлята) |
Свиньи | 300 | 200 |
Крупный рогатый скот | 200 | 50 (телята) |
Лошади | 17 | |
Мулы | 150 | |
Ослы | 280 |
Большое количество овец и коз идет на экспорт.
Полезные ископаемые. На острове есть серебряно-свинцовые залежи, залежи железа и марганца, но они не разрабатываются.
(в) Коммерческая деятельность
Оборот внешней торговли острова за период 1904-1913 гг. составляет примерно 13 100 фунтов стерлингов в части импорта и 12 900 фунтов стерлингов в части экспорта. Экспортная торговля демонстрирует устойчивый спад.
[1] Т.е. суда, имеющие греческих владельцев, но зарегистрированные в Смирне, Митилене, на Родосе, Самосе и пр.
[2] Включая парусные суда.
[3] Экспорт железной руды и наждака не включен в данные.
[4] Уголь из Великобритании не включен в данные.
Источник: wdl.org
© «Greece with the Cyclades & Northern Sporades», 1920
© перевод Ирина Билик, 2018. Специально для sailway.ru
Любое использование перевода возможно только с разрешения владельца ресурса.
Комментарии: